Любое устное выступление следует сопровождать наглядными пособиями для визуального подкрепления излагаемой информации и усиления доказательности выводов и предложений студента. В качестве наглядных пособий могут использоваться раздаточный материал (подборка материалов, иллюстрирующих основные моменты выступления студента), плакаты, постеры. Современный уровень технического сопровождения образовательного процесса (наличие ноутбука, проектора и экрана в аудиториях) позволяет обеспечить наглядность с помощью презентации Microsoft PowerPoint, притягивающей внимание аудитории к выступлению. Кроме того, мультимедийная презентация может представлять собой самостоятельное задание (иллюстративная презентация научной статьи, презентация-сообщение и пр.).
Задача презентации – наилучшим образом представить материал, помочь аудитории разобраться в теме, а не демонстрировать знание компьютерных программ. Презентация должна быть выполнена в относительно строгой и лаконичной форме, как и сам доклад, дизайн слайдов – официально-деловой. Очередность слайдов презентации должна строго соответствовать тезисам выступления, для чего необходимо иметь «рабочий вариант» доклада с пометками (даже в случае, когда сдавать его не требуется). Количество слайдов примерно в полтора – два раза может превышать количество минут доклада. Не следует показывать то, о чем вообще не будет упоминания в устной речи.
|
|
Примерный порядок показа слайдов:
1. Титульный лист – название работы, Ф.И.О. автора, учебное заведение, курс, отделение, Ф.И.О. научного руководителя с указанием его должности (званий, ученой степени при наличии).
2. Несколько вводных фраз об актуальности работы, значимости данной проблемы (можно использовать текст из введения).
3. Цель и задачи работы.
4. Характеристика объекта исследования.
5. Слайды, представляющие содержание работы.
6. Выводы автора.
7. При отсутствии текстовой работы (когда задается сообщение-презентация) целесообразно вывести на отдельный слад использованные источники и литературу.
8. Благодарности (руководителю, консультанту, всем, кто помогал в работе).
Оформление слайдов:
1. Каждый слайд должен иметь заголовок. На слайде не должно быть много текста – максимум несколько достаточно простых фраз.
2. Рекомендуется использовать не более двух шрифтов – для заголовка и основного текста. Текстовой материал презентации должен быть хорошо читаем, поэтому нужно ответственно подойти к подбору размера шрифта. Для смыслового выделения фрагментов текста можно использовать жирный шрифт или изменение цвета.
|
|
3. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне. Обычно диаграммы, графики лучше выглядят на белом фоне. Не следует применять как фон незатененные узоры, фотографии. Все слайды должны быть сделаны в одном стиле – цвет фона, шрифты, виды диаграмм или графиков и т.д.
4. В презентации обычно лучше воспринимаются не таблицы, а диаграммы или графики. Во всяком случае, не следует использовать большие таблицы, затрудняющие восприятие, лучше сделать несколько небольших таблиц. Все рисунки (как и в тексте работы) должны иметь подписи, обозначения, расшифровки, чтобы в них можно было разобраться за время демонстрации слайда.
5. Без необходимости не следует применять звук и анимацию – переизбыток звуковых и анимационных эффектов приводит к лишним затратам времени, отвлечению внимания и снижению концентрации. Однако содержание в презентации по истории тематических иллюстраций, карт, аудио и видео файлов приветствуется.
6. Демонстрировать презентацию лучше самому участнику, либо заранее отрепетировать с помощником. По возможности докладчику лучше стоять слева от слайдов (так идет взгляд: слева – направо).
7. В некоторых случаях полезно сделать «запасные слайды» со сведениями, которые не вошли в доклад, но могут представлять интерес, (особенно если зададут соответствующие вопросы). Подобная ситуация выигрышна для докладчика: она показывает, что автор прекрасно разбирается в теме, предугадывает вопросы, видит перспективы развития работы.
8. Следует оформить текст работы и презентацию в нескольких форматах и версиях программ.
9. Закончив оформление презентации, надо представить себя слушателем в аудитории и оценить презентацию со стороны. Просмотрите слайды через проектор с расстояния в несколько метров. Хорошо ли все видно из последнего ряда? Может ли незнакомый с работой человек разобраться в сути исследования, оценить результаты и выводы за время показа слайдов?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Эссе (от франц. «essai», англ. «essay», «assay» – попытка, проба, очерк, от лат. «exagium» – взвешивание) – прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы. Создателем жанра эссе считается французский философ М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Обычно эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Эссе студента – это учебно-исследовательская письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с педагогом). Причем тема должна побуждать к размышлению, содержать вопрос, проблему. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать выводы.
Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием известных научных концепций и аналитического инструментария, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме. В содержание эссе по дисциплине «История» может быть включен анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, анализ исторических источников, подбор и детальный анализ исторических примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
|
|
Необходимым элементом эссе являются доказательства.
Доказательство – это совокупность логических приёмов обоснования истинности суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. |
Структура доказательства:
Тезис – положение (суждение), которое требуется доказать.
Аргументы – категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
Аргументы делятся на:
1. Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные).
2. Определения – описание сущности понятий.
3. Законы науки и ранее доказанные теоремы.
4. Вывод – мнение, основанное на анализе фактов.
5. Оценочные суждения – мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
В студенческом эссе лучше использовать прямые доказательства, в которых истинность какого-либо тезиса обосновывается аргументом. Например: «Мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье». Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
Индукция – процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.
Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например: «Все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки».
|
|
Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким признакам, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.
Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).
Образец структуры эссе:
1. Титульный лист: см. образец оформления приложение …
2. Введение: изложение обоснования выбора темы. Важно грамотно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе исследования.
* Выбор темы обусловлен…;
* Избранная тема вызывает интерес в связи с тем, что...;
* Основной проблемой в рамках решения указанного в теме вопроса является…
3. Основная часть: данная часть предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
- причина - следствие;
- общее - особенное;
- форма - содержание;
- часть - целое;
- постоянство - изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное материалом. Совершено необходимый способ построения эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения, так как названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение: обобщения и аргументированные указания области применения эссе. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.
Критерии оценки эссе ( на основании данных критериев преподавателем выставляется оценка по пятибалльной шкале ):
Критерий | Требования к студенту | Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала | · рассматриваемые понятия раскрыты чётко и полно, приведены соответствующие примеры; · используемые понятия соответствуют теме; · самостоятельность выполнения работы. | 1 балл |
Анализ и оценка информации | · грамотно применены категории анализа; · правильно использованы методы доказывания и обобщения, показана взаимосвязь понятий и явлений; · широкий диапазон источников информации; · дана личная оценка проблеме. | 1 балл |
Построение суждений | · ясность и чёткость изложения; · логика структурирования доказательств; · грамотная аргументация выдвинутых тезисов; · приведено множество точек зрения и их личная оценка; · общая форма изложения полученных результатов и их интерпретация соответствуют жанру проблемной научной статьи. | 2 балла |
Оформление работы | · работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; · соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; · оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; · соответствие формальным требованиям. | 1 балл |