Семинарское занятие №3

1. Являясь одной из форм мировоззрения, религия оказывается той культурной универсалией, которая встречается в любом обществе и выполняет в нем ряд определенных функций. Религия, сопровождая человечество с первых дней его исторического существования, постулирует существование «иной», сверхприродной реальности, реальности нетленных ценностей, идеалов, смыслов, которые способны упорядочить и сделать осмысленным не только мир природы, но социальный мир, а так же жизнь рода и жизнь отдельного человека. В связи с этим, поясните, почему для человека «должен существовать потусторонний мир, для того, чтобы был выносим мир посюсторонний» (М. Хайдеггер).

Этимологическое значение термина «религия» - «восстановление утраченной связи» между человеком и Абсолютом. Исходя из этого, подумайте, почему можно говорить о том, что религия является проявлением «предельной заботы» (П. Тиллих) человека о самом себе, о мире в котором он живет через преодоление («трансцендирование») конечности, временности и бессмысленности существования всего?

Обратите внимание на то, что в обществе религия может превращаться в идеологию. Вспомните, что такое идеология. Что может быть причиной превращения религии в идеологию? Искажается ли сущность религии, если она является идеологией? Определите «минусы» религии – идеологии. Можно ли говорить о том, что причиной критики христианства Ф. Ницше было превращение христианства в идеологию? Назовите функции религии, которые она выполняет в обществе. Подумайте, в чем заключается нормативный характер религии.

Подумайте, как относятся друг к другу религия и вера?Обратите внимание на то, что вера носит характер личностной причастности к вечности. Поясните, что дает человеку эта причастность? Глубина веры связана исключительно с интенсивностью экзистенциально-духовного состояния верующего. Акт веры требует, пишет Н. Бердяев, «отречься от себя, только тогда поднимаешься и обретаешь высший разум». Так вера ведет к тому, что порой собственный разум отвергает как абсурд, как несуществующее и невозможное. Поясните, почему «верить в Бога – значит проявлять готовность к определенным формам поведения при определенном восприятии мира как определенного места».

Обращаясь к учебной литературе, выявите отличие веры от знания. Обратите внимание на то, что выделяют рациональную веру и иррациональную. Поясните, почему акт веры можно рассматривать как «подвиг отречения». Определите значение веры в жизни человека.

2. Этика (от ethos – обычай, нрав, образ мыслей) открывает и обосновывает необходимость и целесообразность тех или иных моральных норм и правил совместного общежития, которые должны лежать в основе поведения людей. Можно говорить о своеобразном «прагматизме» морали: начиная с античной этики и вплоть до новейших этических учений, нравственное воспринималось как рациональное, разумное, общественно полезное. Поясните, в чем состоит целесообразность поведения в соответствии с моральными нормами.

Поведение человека может быть не только детерминировано внешними обстоятельствами его существования, его личными интересами, но и быть автономно по отношению к ним, а значит быть морально (moralis как синоним нрава). В связи с этим, поясните, почему поведение человек может быть как моральным, так и аморальным?

Важно, что этика призвана разрешать не только конфликт интересов, но и внутреннюю конфликтность самого человека. В связи с этим, поясните, с чем связана проблематичность ситуации морального выбора для человека.

Поясните, как связана мораль, моральное поведение с идеалами и ценностями. Рассмотрите значение понятия идеала/идеальных образцов и ценности, помните, что идеал как гарант и основание объективных и абсолютных ценностей не существует сам по себе, он «включен» в определенный ценностный культурно-исторический контекст. Идеал связан не с абстрактными и отвлеченными ценностями, а с самой реальностью жизни и ее осмыслением. Иначе говоря, идеал – это «живая и одействованная ценность».

Таким образом, моральные феномены являются не только производными теоретических предпосылок, но, прежде всего, структурами жизненного мира человека. Мораль не определяют, ее переживают, проживают. Мораль существует во всех сферах жизни: от индивидуального поведения, до политических и экономических отношений (наличие различных профессиональных кодексов морали). Существующая стандартизация этических ценностей необходима для сохранения моральной интеграции, «включенности» индивидов в социум. Назовите функции, которые выполняет мораль в обществе. Основными категориями этики являются: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни. Рассмотрите содержание указанных категорий. Какое место эти этические категории занимают в сфере медицинской этики?

Своеобразным фундаментом этики выступает следующее положение: «никому не вреди и даже, сколь можешь, помогай». Это положение трансформировалось в «золотое правило поведения», которое состоит из двух «моральных законов», сформулированных И. Кантом:

· «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» 

· «человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством»

Необходимо отметить, что требование морали носит ряд отличительных черт, к которым можно отнести: неинституциональный характер норм морали, конфликт должного и сущего, всеобщность выражения нравственного требования, должный характер морали. Обратитесь к учебной литературе и рассмотрите каждую из отмеченных черт - Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004.С.562).

Диалектический характер морали связан с тем, что в ней всегда имеют место закон и личное творчество. Подумайте, как они могут соотносится и к чему может привести абсолютизация одной из двух сторон морали?

Определите значение этики для человека, как связана этика с человеческим в человеке (при ответе на данный вопрос можно обратиться к учению о добродетелях Сократа, взглядам на мораль Ф. Ницше).

3. Эстетика (от чувствующий, чувственный) изучает природу всего многообразия выразительных форм, созданных человеком и природой. К понятиям эстетики относят понятие прекрасного (является центральным в эстетике), а так же – возвышенное, трагическое, комическое, героическое, гармоничное. Благодаря чему то или иное эмоциональное переживание (трагические или сентиментальные чувства) приобретает эстетический статус? В чем особенность эстетического переживания?

Эстетическое – наиболее общая категория эстетики, под которой понимают сферу субъектно-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. Это неутилитарное взаимоотношение субъекта и объекта, в результате которого субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, достигает катарсиса). Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите роль и значение чувственной формы в эстетике.

Искусство является своеобразной практикой неутилитарного выражения и созерцания объекта посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, природного материала). В чем состоит особенность художественных произведений? Поясните, почему художественные произведения могут носитьнадличностный характер, ведь автор и субъект восприятия отличны друг от друга, имеют разные вкусы и взгляды, а порой принадлежат разным историческим эпохам и культурам.

Объясните, в чем заключается специфика эстетического суждения, чем оно отличается от этического суждения.

Обратите внимание на то, что современная медицина имеет эстетическую направленность. Объясните, чем изначально определена взаимосвязь эстетики и медицины? Как понимание природы прекрасного отражалось на медицинском знании в античности, в средневековье, в Новое время?

Поясните, чем обусловлено стремление современной медицины к красоте, понятой, прежде всего как телесная красота? Что такое медицинская эстетика? Подумайте, каковы «плюсы» и «минусы» эстетизации медицины. (См.: Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – С. 458-479).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: