Система научнопедагогических знаний | Процесс научного познания педагогических явлений | Практика как сфера реализации педагогических знаний |
Предмет, функции и задачи педагогики | Проблемы выбора методов исследования | Изучения сущности, законов и закономерностей процесса воспитания |
Место педагогики в системе наук о человеке | Особенности и взаимосвязь исследовательских методов | Определение цели, задач, содержания воспитания |
Общие специфические задачи педагогических дисциплин | Соотношение качественных и количественных характеристик, содержательных и формализованных методов | Изучение и сопоставление факторов формирования личности |
Взаимосвязь педагогики с другими науками | Эмпирический и теоретический уровни исследования | Разработка принципов, форм, методов и средств организации и осуществления процесса воспитания |
Понятийнотерминологическая система педагогики | Методологические проблемы прогнозирования |
В. И. Смирнов наглядно представил сферы реализации методологии науки (схема 2)[15].
|
|
Ряд авторов, рассматривая методологию педагогических исследований, обращается к различным исследовательским подходам и принципам, составляющим содержание общенаучной и специальной (педагогической) методологии. Подход рассматривается как исходный принцип, исходная позиция, основное положение[16]. Анализ источников[17] позволил составить характеристику этих подходов и представить их с помощью табл. 4.
Таблица 4