Оформление перечислений

Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятыми; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно». 

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления пишутся с новой строки и отделяются точкой с запятой; например:

Капиталистический строй характеризуется: а) наличием буржуа и пролетариев;

б) ломкой старых социальных связей;

в) усиленной национальной интеграцией. 

Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению; например:

Согласно З. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:

1) эго, или Я;

2) подсознанием, или «оно»; 3) суперэго, или «сверх-я». 

45   

Типовой текст рецензии или отзыва I. Предмет анализа:

1. Установить жанр текста: автореферат, диссертация, статья в журнал, рукопись книги и т. д. 

2. Использовать далее различные замены: − в работе... 

− в данном исследовании... 

− в предмете анализа... 

− настоящий труд... 

− рецензируемая работа... и т. д.  

II. Актуальность темы:

Использовать одну из формул:

− Настоящая работа посвящена проблеме..., которая указывает на актуальность проводимых автором исследований. 

− Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений. 

− Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем..., и способствует углублению наших знаний в этой области..., и т. д. 

                                                     

45 Соловьева Н. И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М.: АПКиППРО, 2006. 102 с. 

III. Краткое содержание:

1. Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников; библиография...). 

Для рецензий:

2. Отметить лишь самое существенное.

− Центральным вопросом работы, где наиболее интересны и существенны результаты, является... 

− Для оценки работы нет необходимости рассматривать ее в целом; достаточно остановиться на содержании III главы, составляющей основу исследования... 

− Через всю работу красной нитью проходит вскрываемое и исследуемое автором соотношение..., на котором и следует остановиться подробнее... 

IV. Общая оценка

1. Начать данную часть фразами:

− суммируя результаты отдельных глав... 

− таким образом, настоящая работа... 

− оценивая работу в целом... 

− подводя общие итоги, следует отметить, что… 2. Определить качество работы и дать оценку:

Дипломная работа:

Работа заслуживает

− положительной оценки (слабая работа); − высокой оценки (средний уровень работы); − отличной оценки (хорошая работа). Кандидатская диссертация:

− Автор проявил умение разбираться в новых вопросах, систематизировал и обобщил материал... 

− Безусловной заслугой автора является классификация..., уточняющая некоторые современные понятия в области... 

− Работа заслуживает одобрения: автор предложил новый методический подход к решению старой проблемы... V. Недостатки, недочеты

1. Использовать в начале шаблоны:

− К недочетам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении... и недостаточную четкость речевого оформления материала... 

− Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав..., несколько сократить введение и снабдить работу приложением... 

− Существенный недостаток данного исследования заключается в... 

 

Закончить постраничное перечисление недостатков и недочетов:

− Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, т. е.

носят локальный характер... 

− Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями... 

− Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьезны и не позволяют рассматривать работу как состоявшееся исследование… VI. Выводы:  

Использовать одну из формул:

− Работа может быть оценена положительно и рекомендована... 

− Настоящее исследование заслуживает высокой оценки, а ее автор достоин искомой степени... 

− Работа, внесшая весомый вклад в развитие теории..., удовлетворяет требованиям, предъявляемым к диссертационным исследованиям... 

− Наиболее интересный материал дан в 3-й главе, которая и является оригинальной. Однако избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение. Кроме того, обилие ошибок приводит к мысли, что автор не достиг уровня ученого... 

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения 1. Что включает в себя понятие «научная литература»?

2. Какие источники информации вы используете при проведении своего исследования? Как вы их ищете?

3. Какие виды чтения научной литературы существуют? В каких случаях используется каждый вид чтения?

4. Чем отличается тезисный план от конспекта?

5. В чем состоит отличие рецензии (отзыва) от аннотации? Практические задания 

1. Разработать тезисный план статьи (статья по выбору студента в соответствии с темой проводимого исследования). 

2. Сделать конспект статьи или раздела монографии (объем источника не менее 15–20 страниц). 

3. Написать рецензию на автореферат (автореферат по выбору студента в соответствии с темой проводимого исследования). 

4. Составить библиографический список по теме исследования. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: