Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятыми; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».
Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления пишутся с новой строки и отделяются точкой с запятой; например:
Капиталистический строй характеризуется: а) наличием буржуа и пролетариев;
б) ломкой старых социальных связей;
в) усиленной национальной интеграцией.
Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению; например:
Согласно З. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:
1) эго, или Я;
2) подсознанием, или «оно»; 3) суперэго, или «сверх-я».
45
Типовой текст рецензии или отзыва I. Предмет анализа:
1. Установить жанр текста: автореферат, диссертация, статья в журнал, рукопись книги и т. д.
|
|
2. Использовать далее различные замены: − в работе...
− в данном исследовании...
− в предмете анализа...
− настоящий труд...
− рецензируемая работа... и т. д.
II. Актуальность темы:
Использовать одну из формул:
− Настоящая работа посвящена проблеме..., которая указывает на актуальность проводимых автором исследований.
− Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений.
− Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем..., и способствует углублению наших знаний в этой области..., и т. д.
45 Соловьева Н. И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М.: АПКиППРО, 2006. 102 с.
III. Краткое содержание:
1. Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников; библиография...).
Для рецензий:
2. Отметить лишь самое существенное.
− Центральным вопросом работы, где наиболее интересны и существенны результаты, является...
− Для оценки работы нет необходимости рассматривать ее в целом; достаточно остановиться на содержании III главы, составляющей основу исследования...
− Через всю работу красной нитью проходит вскрываемое и исследуемое автором соотношение..., на котором и следует остановиться подробнее...
IV. Общая оценка:
1. Начать данную часть фразами:
− суммируя результаты отдельных глав...
|
|
− таким образом, настоящая работа...
− оценивая работу в целом...
− подводя общие итоги, следует отметить, что… 2. Определить качество работы и дать оценку:
Дипломная работа:
Работа заслуживает
− положительной оценки (слабая работа); − высокой оценки (средний уровень работы); − отличной оценки (хорошая работа). Кандидатская диссертация:
− Автор проявил умение разбираться в новых вопросах, систематизировал и обобщил материал...
− Безусловной заслугой автора является классификация..., уточняющая некоторые современные понятия в области...
− Работа заслуживает одобрения: автор предложил новый методический подход к решению старой проблемы... V. Недостатки, недочеты:
1. Использовать в начале шаблоны:
− К недочетам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении... и недостаточную четкость речевого оформления материала...
− Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав..., несколько сократить введение и снабдить работу приложением...
− Существенный недостаток данного исследования заключается в...
Закончить постраничное перечисление недостатков и недочетов:
− Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, т. е.
носят локальный характер...
− Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями...
− Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьезны и не позволяют рассматривать работу как состоявшееся исследование… VI. Выводы:
Использовать одну из формул:
− Работа может быть оценена положительно и рекомендована...
− Настоящее исследование заслуживает высокой оценки, а ее автор достоин искомой степени...
− Работа, внесшая весомый вклад в развитие теории..., удовлетворяет требованиям, предъявляемым к диссертационным исследованиям...
− Наиболее интересный материал дан в 3-й главе, которая и является оригинальной. Однако избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение. Кроме того, обилие ошибок приводит к мысли, что автор не достиг уровня ученого...
Вопросы для самопроверки и обсуждения 1. Что включает в себя понятие «научная литература»?
2. Какие источники информации вы используете при проведении своего исследования? Как вы их ищете?
3. Какие виды чтения научной литературы существуют? В каких случаях используется каждый вид чтения?
4. Чем отличается тезисный план от конспекта?
5. В чем состоит отличие рецензии (отзыва) от аннотации? Практические задания
1. Разработать тезисный план статьи (статья по выбору студента в соответствии с темой проводимого исследования).
2. Сделать конспект статьи или раздела монографии (объем источника не менее 15–20 страниц).
3. Написать рецензию на автореферат (автореферат по выбору студента в соответствии с темой проводимого исследования).
4. Составить библиографический список по теме исследования.