Глава 3. Эмпирические методы исследования

 

Наблюдение как метод исследования

Наблюдение – этоцеленаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в естественных условиях. Эти признаки отличают наблюдение от случайных или намеренных житейских способов получения информации о людях или событиях и делают его объективным. 

Требования к наблюдению

Первым требованием к наблюдению является целенаправленность, результатом которой выступает избирательность. Наличие цели предполагает, что мы не можем наблюдать за проявлениями личности или явления вообще. Наблюдение должно носить избирательный, или выборочный, характер. Причем выбор цели и отбор фактов осуществляется не стихийно. Они определяются конечной целью самого исследования и теоретическими представлениями наблюдателя об изучаемом явлении. Это придает наблюдению объективный характер. Теоретические представления позволяют определить план наблюдения: наметить задачи наблюдения (что наблюдать), показатели, признаки, конкретные акты поведения или протекания процесса (что фиксировать), ситуации и виды деятельности (когда наблюдать), средства и способы наблюдения (как наблюдать). План обычно фиксируется в виде схемы. 

Вторым требованием является систематичность. Наблюдение должно проводиться неоднократно и регулярно, через определенные промежутки времени. Его можно проводить как в повторяющихся, так и в изменяющихся условиях, что позволит объяснить изменения изучаемого явления. 

Наблюдение должно планироваться и проводиться по следующим этапам:

– определение задачи и цели наблюдения, исходя из общих целей исследования и возможностей метода (что позволяет ответить на вопрос «для чего наблюдать?»); 

– выбор объекта, предмета и ситуаций наблюдения на основе цели, теоретических представлений об изучаемом явлении и условий деятельности («что наблюдать?»); 

– выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее эффективного в данных условиях

(«как наблюдать?»); 

– выбор способа регистрации («как вести запись?»); – обработку и интерпретацию полученной информации. 

Наблюдение должно проводиться в естественных для испытуемых условиях. Это предполагает (1) естественность обстановки; (2) минимизацию вмешательства наблюдателя. Этого можно добиться двумя путями: либо заменить наблюдателя специальной регистрирующей аппаратурой (произведение фото-, видеосъемки скрытой камерой), либо привести поведение наблюдателя в соответствие с требованиями естественности. 

Оба способа не универсальны и имеют свои «плюсы» и «минусы». Первый позволяет повысить объективность наблюдения, однако технически сложен и порождает много этических проблем, связанных с проникновением в тайну личности; второй не требует особых затрат, но предполагает высокий уровень квалификации исследователя. 

Поведение наблюдателя и его квалификация являются одним из важнейших условий. Грамотный наблюдатель должен очень хорошо отличать факт поведения от собственной интерпретации этого поведения. Выполнить это требование достаточно трудно, именно здесь чаще всего кроются ошибки специалистов, недостаточно овладевших методом наблюдения. С одной стороны, чрезвычайно сложно отделить в сознании наблюдателя процесс описания фактов от их интерпретации. Поэтому каждый наблюдатель должен не только учитывать свою собственную личность при использовании данного метода, но и уметь «развернуть» процесс, подтвердить сложившееся впечатление конкретными, объективными фактами. 

С другой стороны, исключение всякой интерпретации, ограничение оценки внешними реакциями человека в процессе наблюдения за ним могут привести к обеднению содержания получаемых сведений. Найти «золотую середину» непросто, а умение отделять факты от их интерпретации, фиксировать результаты требует специального обучения. 

Результат наблюдения обеспечивается личностными качествами, такими, как хорошее распределение внимания, высокий


уровень чувствительности зрительного, слухового, кинестезического анализаторов, развитая оперативная и долговременная память, рефлексивный стиль познания, сензитивность, эмоциональная подвижность, высокий контроль собственных эмоций, общительность, достаточно развитый невербальный интеллект. Вместе с тем агрессивность, высокий уровень притязаний, эгоцентризм, выраженный конформизм, низкий интеллект препятствуют эффективному наблюдению, особенно при опоре на невербальные характеристики поведения. [52]


Виды наблюдения

Говоря о наблюдении как о методе исследования выделяют несколько его видов: включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное, внешнее и внутреннее и др. 

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Для остальных он выступает как равноправный член группы, включается в социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию изнутри. 

Невключенное наблюдение – это наблюдение извне, исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Оно позволяет заметить такие моменты, которые сложно отследить членам общности в связи с эмоциональной вовлеченностью в ситуацию. Его используют при подготовке программы исследования, для уточнения гипотез, определения принципов организации и методов основного исследования. 

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое (наблюдаемые знают о факте наблюдения) и скрытое (люди не подозревают, что ведется наблюдение). Проведение скрытого наблюдения требует строгого соблюдения этических норм и принципов. 

Сплошное, или систематическое, наблюдение предполагает регулярный сбор информации обо всех особенностях личности. Такой вид наблюдения дает информацию о факторах и закономерностях формирования и развития личности, педагогического процесса, так как позволяет составить наиболее полное их описание. Однако он трудоемок и ограничен возможностью постоянного контакта с наблюдаемыми. При выборочном наблюдении вычленяется только определенная группа объектов наблюдения. Осуществить технически этот вид наблюдения проще, однако большую сложность представляет подготовительный этап, на котором происходит отбор признаков, которые будут необходимы и достаточны для изучения выбранной характеристики. 

В зависимости от направленности сознания наблюдателя выделяют также наблюдение внешнее и внутреннее, т. е. наблюдение за другими и самонаблюдение. Фактически все предыдущее изложение касалось внешнего наблюдения, поэтому остановимся подробнее на особом виде наблюдения – за самим собой. 

Современная наука рассматривает самонаблюдение [53] как дополнительный, хотя и необходимый способ познания личности. Практически невозможно одновременно действовать и наблюдать за действием, переживать и наблюдать за переживанием, думать и изучать процесс мышления. Такое наблюдение искажает естественную картину поведения. Человеку, который пользуется методом самонаблюдения, необходимо сформировать у себя установку: намерение наблюдать за собой не должно рождаться во время переживания, подлежащего наблюдению. Еще одно ограничение: искренность с самим собой часто не менее сложна, чем с другими. 

Готовясь к наблюдению, можно идти двумя путями: от гипотезы и от фактов. 

Задача, стоящая перед наблюдателем при первом подходе, упрощается. Зная феноменологию изучаемого явления или свойства, он фиксирует лишь наличие, частоту, интенсивность проявления выбранных признаков или их отсутствие в какой-то ограниченный промежуток времени. Интерпретация результатов проводится на основе анализа характера и сопоставления полученных данных с первоначальной гипотезой. Наблюдатель опирается на уже обобщенные в научных исследованиях результаты, что требует фундаментальной подготовки и обширного предварительного анализа специальной литературы по соответствующей проблеме. 

Так, в исследованиях, проводимых в летнем лагере школьников под руководством В. Ньюстеттера, была разработана 9балльная шкала, характеризующая изменение личностных отношений у детей от сердечности до враждебности (табл. 9). Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: