Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. В каких случаях возможно применение метода экспертных оценок:

− при проведении исследования; − в практической деятельности?

2. Чем будет отличаться применение метода экспертных оценок при проведении научного исследования и в практической деятельности?

3. Какие условия необходимо соблюдать при использовании метода экспертных оценок?

4. Каковы наиболее типичные ошибки экспертов?

5. Перечислите этапы организации работы при использовании данного метода?

6. Какие требования необходимо выполнить при организации мозгового штурма (метода Дельфы, дискуссии «за» – «против»)? Практические задания 

1. Прочитайте фрагмент экспертного заключения. Ответьте на вопросы:

− По каким критериям проводилась оценка деятельности педагога?

− Какие методы использовались в процессе экспертизы?

− На основании анализа каких документов были сделаны заключения экспертов?

− Что Вы могли бы добавить в экспертное заключение?

2. Разработайте программу экспертизы в рамках опытноэкспериментальной работы по теме Вашего исследования. 

3. Найдите описания конкретных методов экспертных оценок помимо приведенных в тексте параграфа. 

Педагогический эксперимент

Понятие и особенности эксперимента

Развитие педагогики характеризуется тем, что многие аспекты воспитания и обучения подрастающего поколения требуют глубокого изучения, компонентом которого является экспериментальное исследование. Без эксперимента в науке, изучающей образовательные проблемы, обойтись невозможно, так как только в правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей. 

Эксперимент – это метод педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом на какойнибудь вопрос, на решение определенной проблемы, т. е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования. Эксперимент – это научно-поставленный опыт в точно учитываемых условиях, в ходе которого устанавливается зависимость между педагогическим средством (условием) и результатом воспитания и обучения. 

В отличие от других методов, например, наблюдения, создания диагностических ситуаций, эксперимент предполагает вмешательство в педагогический процесс, преобразование условий, среды, в которых протекает исследуемое явление. Эксперимент обеспечивает более точное и глубокое исследование, чем наблюдение, опытная работа. При эксперименте одни условия изолируются, другие – исключаются или целенаправленно ослабляется их влияние. 

Преимущества эксперимента в сравнении с другими методами:

− позволяет использовать такие комбинации обстоятельств, явлений, которые не встречаются в обычных условиях;

− условия явления четко обозначены, что облегчает изучение явления, его связей с другими явлениями;

− позволяет устранять те или иные обстоятельства и наблюдать явление при отсутствии тех или иных факторов;

− можно выяснить влияние тех или иных факторов, условий на изучаемое явление;

− позволяет изменять условия и прослеживать результаты;

− возможно повторение исследования того или иного явления в одних и тех же условиях. 

Эксперимент должен быть направлен на проверку определенных гипотетических предположений, которые не являются очевидными и требуют доказательства или проверки.  

Эксперимент также обязательно предполагает сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики. 

Р. С. Немов считает обязательным для полноценного эксперимента соблюдение следующих основных правил:

- четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез;

- установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы;

- точное определение объекта и предмета исследования;

- выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента;

- использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;

- определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента;

- характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента[67]

В ходе эксперимента сознательно изменяют характер какогонибудь явления путем введения в него новых факторов. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором или независимой переменной эксперимента. Фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной. 

Виды эксперимента

Разнообразие экспериментов привело к необходимости их классификации. Существуют разные подходы к классификации экспериментов. Наиболее полно она представлена Г. К. Селевко. Мы считаем целесообразным внести некоторые уточнения в предложенную классификацию, представляя ее с помощью схемы. 

Дадим пояснения по видам эксперимента, наиболее распространенным в педагогической науке. 

На основе доминирующих целей выделяют в основном четыре вида эксперимента:

Констатирующий – определение конкретных зависимостей и тенденций в реально существующей педагогической практике, выявление исходных данных (начального уровня сформированности качества и т. п.), причин исходного состояния;

Формирующий, при котором происходит введение нового фактора (новые средства, приемы, формы, методы, технологии и пр.) и определяется эффективность (или применимость, оптимальность, доступность) его применения. 

− Формирующий эксперимент называют генетикомоделирующим, поскольку в нем воплощается единство изучения развития детей с их воспитанием и обучением. Он опирается на конструирование новых программ воспитания и обучения, способов их реализации. 

Контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени определяется полученный уровень сформированности качества. В таких экспериментах под наблюдением находится лишь одна (экспериментальная) выборка учащихся. 

Сравнительный, при котором сравниваются результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. В педагогическом эксперименте особенно важно критически оценивать различные дополнительные переменные. Эти переменные обусловлены уровнем обученности (развитости, воспитанности) учащихся, профессиональной компетентностью учителя, особенностями учебного процесса, особенностями диагностических методик.

 

 

Другая классификация имеет в своей основе условия организации эксперимента. Если эксперимент проходит в рамках стабильно протекающего педагогического процесса, то его называют полевым или естественным экспериментом. Этот эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных – рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни, т. е. за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах. 

При лабораторном эксперименте исследуемый (или группа исследуемых) изолируется от остальных участников педагогического процесса. При этом условия специально организуются экспериментатором. Основная задача – обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных – элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже, чем в полевом эксперименте. 

Как правило, формирующий педагогический эксперимент строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Такое сравнение в практике применяется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончанию, либо только в конце экспериментального исследования. 

Если исследователь не располагает двумя группами: экспериментальной и контрольной, он может сопоставлять данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента, при работе в обычных условиях. 

Например, преподаватель использует новую методику в преподавании своего предмета и в конце года подводит итоги. Полученные результаты он сравнивает с результатами прошлых лет в этом же образовательном учреждении. При этом выводы необходимо делать очень осторожно, так как данные были собраны в разное время и в разных условиях. 

Большие возможности предоставляет экспериментальная работа с одной группой, когда исследователь имеет точные данные об уровне знаний учащихся до начала эксперимента и за несколько предшествующих лет. 

При создании экспериментальных и контрольных групп экспериментатор сталкивается с двумя ситуациями: он может либо сам организовать эти группы, либо работать с уже существующими группами или коллективами (например, классами). В обоих случаях важно, чтобы экспериментальная и контрольная группы были сравнимы по основным показателям равенства начальных условий, существенным с точки зрения исследования. 

Третья классификация эксперимента имеет в основе содержание педагогических задач, решаемых в процессе экспериментальной работы. 

Наиболее распространенными являются диагностический, дидактический, воспитательный, социально-педагогический, коррекционный и комплексный эксперименты.  

Диагностический эксперимент предполагает изучение учащихся с целью обеспечения эффективного усвоения учебных знаний и навыков, умственного и личностного развития и оценки качества самого образования, т. е. выявление того, насколько оно позволяет осуществлять полноценное развитие школьников, находящихся на разных образовательно-возрастных ступенях. Он включает также выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. 

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. 

Диагностический эксперимент решает две группы задач:

− констатации наличия или отсутствия какого-либо признака, свидетельствующего о новообразованиях в личности воспитанника;

− выявление выраженности тех или иных качеств у испытуемых или группы испытуемых на основе сравнения полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки;


− ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием. 

Эксперимент, который проводится в исследованиях, связанных с определением нового содержания образования, разработкой новых методов обучения, а также выявлением эффективности уже внедренных в практику педагогических способов и приемов, входящих в сферу дидактики называется дидактическим экспериментом.  

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

- проверка определенной системы обучения;

- изучение влияния педагогических средств на формирования различных компетенций;

- сравнение эффективности определенных методов обучения;

- разработка систем мер по формированию у учащихся мотивации учения, познавательных интересов и потребностей;

- проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;

- развитие творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся;

- дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий;

- предупреждение неуспеваемости;

- проверка дидактических средств индивидуализации обучения;

- изучение влияния обучения на изменения в сущностных сферах человека (интеллектуальной, эмоциональной, экзистенциальной, предметно-практической и др.);

- поиск оптимальных дидактических средств для обучения детей с ограниченными возможностями;

- проверка содержания, форм и методов профессиональной подготовки; и др. 

Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности психолого-педагогического эксперимента. Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью дидактического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики. 

В современном дидактическом эксперименте сегодня доминирует компетентностный подход. Онпредполагает акцентирование внимания педагога на диагностике когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта. Компетентность как единство теоретической и практической готовности индивида к выполнению функций характеризует не только деятельность, но и самого человека как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. 

Воспитательный эксперимент предполагает поиск новых средств воспитательной работы, оказывающих существенное влияние на формирование личностных качеств воспитанников. 

Основными задачами воспитательного эксперимента являются:

- определение педагогических средств существенно влияющих на социальное развитие людей: их социализацию, ресоциализацию и социальный выбор;

- выявление путей развития задатков и способностей людей, создание условий для оптимального профессионального выбора и профессиональной адаптации;

- обоснование средств инкультурации, формирования толерантности; 

- поиск средств педагогического сопровождения экзистенциального выбора, формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, духовности. 

Коррекционный эксперимент предполагает определение наиболее оптимальных средств педагогического влияния с целью коррекции здоровья и поведения участников эксперимента. Основными задачами коррекционного эксперимента являются:

- поиск эффективных средств обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

- определение содержание, форм и методов профилактики девиантного поведения в молодежной среде;

- обоснование педагогических средств воспитания и перевоспитания осужденных. 

Социально-педагогический эксперимент определяет наиболее оптимальные пути социально-педагогической деятельности, обеспечивает взаимодействие участников эксперимента и социума и осуществляет средства педагогического сопровождения. 

Комплексный эксперимент выявляет психологические и педагогические средства, решающие комплекс педагогических задач обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения на основе целостности педагогического процесса. 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: