Анализ содержания учебной дисциплины и отбор содержания для теста. Определение структуры теста. Разработка спецификации

После определения цели тестирования и подхода к тестированию разработчики определяют содержание теста. Для этого выбирается содержание учебной дисциплины (раздел, тема) для которой будет разрабатываться тест. Содержание теста должно соответствовать содержанию учебной дисциплины. Чтобы достичь этого соответствия, необходимо проанализировать содержание раздела или темы, выделить важные элементы (дидактические единицы, понятия и т. д.), которые требуют проверки, определить, какие знания и умения в этой области содержания будут проверяться с помощью тестовых заданий. 

По мнению В. С. Аванесова, отбор содержания теста должен следовать определенным принципам. Во-первых, принципу репрезентативности: тест должен ориентироваться на проверку содержательно значимых элементов, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым. По результатам выполнения теста можно судить о знании или незнании испытуемым всей программы (объема) проверяемого предмета, раздела, темы. Вовторых, принцип системности, который предполагает отбор содержательных элементов для проверки, связанных между собой общей структурой знаний. При соблюдении этого принципа тест используется не только для проверки объема знаний, но и для оценки качества структуры знания. 

Далее разрабатывается план теста. Разработчик должен определить, из скольких частей (субтестов) будет состоять тест, планируемое количество заданий, какие формы тестовых заданий будут использоваться. Планирование теста предполагает определение соотношения элементов содержания и необходимого количества заданий для их проверки, которое определяется значимостью и количеством времени, отведенном на изучение. 

 

Пример:

Раздел, тема Число заданий  Доля (%) Номера заданий
         

 

Более эффективен способ планирования теста, при котором учитываются не только элементы содержания, но и виды деятельности, которые подвергаются проверке, или уровни сложности заданий. В этом случае необходимо определить, сколько заданий будет соответствовать конкретному разделу и выделить количество заданий разного уровня сложности в каждом разделе. При этом самых простых и самых сложных заданий разрабатывается меньше, чем заданий среднего уровня сложности. Гипотетическая спецификация теста [74] :

A – знание понятий, определений, терминов;

B – знание законов и формул;

C – умение применять законы и формулы для решения задач; D – умение интерпретировать результаты на графиках и схемах; E – умение проводить оценочные суждения. 

 

п/п

Планируемые к проверке

знания и умения

Содержательные линии (разделы) дисциплины

Суммарное число по каждому пункту

I (20%) II (10%) III (30%) IV (40%)
1 A (10%) 1 1 2 2 6
2 B (20%) 2 1 4 5 12
3 C (30%) 4 2 5 7 18
4 D (30%) 4 2 5 7 18
5 E (10%) 1 - 2 3 6
  Итого: 12 6 18 24 60

Каждый тест должен сопровождаться спецификацией, т. е. его описанием, где указываются цели тестирования, для кого этот тест предназначен, содержание проверки, процентное соотношение заданий по различным разделам и видам деятельности, используемые формы заданий, рекомендуемое время выполнения. Спецификация теста разрабатывается с учетом нормативных документов и образовательных стандартов, которые используются при планировании содержания теста. 

На этом же этапе планируется длина теста, которая устанавливается в зависимости от целей тестирования, объема проверяемого содержания и возраста испытуемых. В качестве первоначальной длины итогового теста предлагается 60–80 заданий из расчета – общее время тестирования 1,5–2 часа в среднем по 2 минуты на задание. 

Для того чтобы не проводить повторной разработки тестовых заданий и математико-статистической проверки теста, в первоначальном варианте целесообразно разработать на 20–25 % больше заданий, чем предполагает окончательная форма теста. В процессе статистической обработки будут удалены задания, не соответствующие требуемым критериям. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: