а) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ — основная часть выпускной квалификационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.
К текстовой части выпускной квалификационнойработы студентов-выпускников кафедры ЭОиА предъявляются определенные требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, исключающая возможность субъективного неоднозначного толкования, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. (На эти недостатки студентам-выпускникам нашей кафедры не раз указывали члены ГЭК).
Рассмотрим данные положения более подробно, что также важно уяснить выпускникам кафедры ЭОиА. Для современных научных текстов характерны отвлеченность, обобщенность и подчеркнутая логичность. Отвлеченность и обобщенность — следствие абстрактности научного мышления. Основная форма научного мышления — отвлеченные понятия, закрепляющиеся в языке в виде терминов. Ведущие формы выражения научной мысли — суждения и умозаключения.
|
|
Логичность как ведущее качество научности речи проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения. Для научного текста также характерна смысловая законченность, целостность и связность.
Важнейшим средством выражения логических связей являются:
· специальные слова, указывающие на последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.
· противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее,
· причинно-следственные отношения - следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же,
· переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть,
· итог, вывод - итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать.
Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и экспериментов, сведения и факты. Это обуславливает и точность словесного выражения, а, следовательно, использование специальной (музыкальной) терминологии.
Благодаря специальным терминам, достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука (музыковедение, педагогика, психология, эстетика, социология и т.д.) имеют свою, присущую только ей терминологическую систему, свои термины и понятия.
|
|
У письменной научной речи имеются чисто стилистические особенности. Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения (книга, монография, учебное (методическое) пособие, журнальная статья ит.д.), кем высказана та или иная мысль (Шостакович. Ростропович, Шарль Мюнш, Рождественский), кому конкретно принадлежит то или иное выражение (Канерштейн, Эллигтон, Лоу, Мусин). В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.)
Проблемный анализ литературы вопроса предполагает определенный уровень обобщения (соединение сходных, аналогичных точек зрения разных авторов). В процессе написания выпускной квалификационной работы следует корректно использовать чужую мысль (приводятся точные цитаты, не допускаются искажения мысли автора, дается точная ссылка), работа должна содержать собственную оценку чужой мысли (принимаю чужую точку зрения к сведению; соглашаюсь и частично использую; принимаю за основу; не соглашаюсь и привожу контраргументы; возражаю и привожу в подтверждение своей точки зрения материал; частично соглашаюсь; частично возражаю).
Приведем примеры согласия, форм возражения, частичного согласия: Формы возражении: мы позволим себе (попробуем) возразить автору, который считал...: нам представляется недостаточно объективной (перспективной) точка зрения автора согласно которой…: нам представляется устаревшей (субъективной, узкой; излишне схематичной: дискуссионной: спорной; далеко не бесспорной) точка зрения...
Формы согласия: мы принимаем точку зрения (концепцию),...; полностью принимаем точку зрения..; поддерживаем, разделяем точку зрения... разрабатываем идею автора...: возвращаемся к забытой идее автора...; отталкиваемся от мысли (идеи, точки зрения) автора и др.
Формы частичного согласия: принимая в целом точку зрения автора о...; мы хотели бы поставить вопрос об…; мы лишь частично принимаем точку зрения.... связанную с..... Представляется нецелесообразным.... Видим определенную искусственность (надуманность)....
Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определенные стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: "Получены данные...". "Было выделено несколько полифонических линий...".
Стиль письменной научной речи — это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сейчас стало неписанным законом, когда автор выпускной квалификационной работы выступает во множественном числе и вместо "Я" употребляет "МЫ", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.
|
|
Качествами, определяющими культуру научной речи, является смысловая точность, ясность и краткость.
Смысловая точность — одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценности заключений в текстах курсовой и дипломной работ. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность. Это происходит в результате злоупотребления иностранными словами, в результате необдуманного использования терминов-синонимов, а также в результате неправильного словообразования и использования жаргонных слов. Хочется подчеркнуть, что не всегда студенты кафедры в нотных примерах верно расшифровывают авторские указания, что ведёт часто к неправильному ходу мысли и направлению исследования.
Другое необходимое качество научной речи — это ее ясность. Ясность — это умение писать доступно и доходчиво. К сожалению, на государственных экзаменах некоторые наши студенты пользуются узким кругом лексики, косноязычьем, жаргонными выражениями, что недопустимо. Большую пользу в этом отношении могут дать выступления с докладами по избранной теме на студенческих конференциях, на заседаниях кафедры, на теоретических занятиях по данному предмету.
Практика показывает, что много неясностей возникает там, где авторы употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением, или, стремясь придать своему труду наукообразный характер, дают простым, хорошо знакомым предметам усложненные названия. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе.
Краткость — третье необходимое и обязательное качество научной речи, более определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных поворотов, излишней детализации и словесного мусора.
|
|
б) СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
• введение;
• теоретическая часть;
• аналитическая часть;
• экспериментальная часть;
• заключение;
• библиографический список;
• приложение.
Структура выпускной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности
Объем дипломной работы, включая текстовый, табличный и иллюстративный материал составляют 40-60 страниц.
Во Введении дается обоснование актуальности темы, производится постановка проблемы, определяется объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы, кратко характеризуются методы, использованные при проведении исследования, литература и исходная информация. В окончательном виде Введение пишется после выполнения всей работы.
В начале выпускной квалификационной работы (теоретической) излагаются данные теории, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов. Определяется своя точка зрения, концепция, на основании которых выбираются методические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от теоретических знаний к анализу практики, от анализа единичных фактов к их теоретическом обобщению.
В аналитической части дается описание и проводится анализ становления и развития любительского оркестрового коллектива (эстрадного оркестра, ансамбля, рок-группы), воспитания и обучения детей в детской музыкальной школе. С помощью выбранной методологии исследования, анализируется сложившаяся ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.
Экспериментальная часть содержит конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образовательной работы или описание методик работы с любительским оркестром. Даются методические рекомендации по реализации полученных результатов в практику работы образовательных и культурно-просветительных учреждений. С этой целью раскрывается динамика и состояние изучаемого явления в данном любительском коллективе или учреждении, у группы участников оркестра (что было и что изменилось на протяжении определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие трудности и каким образом приходилось преодолевать).
Содержательные особенности работы определяют ее формальное деление на главы, параграфы, пункты. Целесообразно каждую главу завершать краткими выводами и (при необходимости) методическими рекомендациями.
Заключение содержит выводы по результатам проделанной работы, показывающие позицию студента-выпускника при проведении исследования, итоги выполненного анализа, основные рекомендации по улучшению работы с участниками оркестра (ансамбля), любительским оркестровым коллективом или с образовательным учреждением, возможные пути реализации разработанных рекомендаций.
в) РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана машинописным способом на одной стороне стандартного листа через 2 интервала, минимальная высота шрифта 2,5 мм. в соответствии с правилами машинописи технической и научной документации.
2. Выпускная квалификационная работа может быть набрана на компьютере. Размеры набора: кегль —-12. заголовки —14, полужирным, интервал между строк — полуторный.
3. Весь текст выпускной квалификационной работы печатается на листах белой бумаги 210 — 297 мм. С левой стороны листа оставляют свободное поле шириной не менее 30 мм., с правой — поле шириной не менее 10 мм. Вверху и внизу оставляют поле по 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк, по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак), это относится и к компьютерному варианту.
4. Рисунки, нотные примеры и таблицы должны содержать соответственно подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т.п.
5. В выпускной квалификационной работе применяется сквозная нумерация страниц, включая нотные примеры, рисунки, таблицы. Нумерация начитается с оглавления (стр. 2).
6. Второстепенные материалы в виде нотного текста, графиков, таблиц, документов, поясняющих аналитическую и экспериментальную масти работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.
7. Иллюстративный материал должен быть выполнен на стандартных листах 210-297.
8. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой, в соответствии с рассматриваемой темой и планом раскрытия: работа завершается библиографией.
9. При оформлении выпускной квалификационной работы необходимо соблюдать следующие требования:
• первый вариант текста пишется на одной стороне листа, с полями для замечаний, дополнений и т.п.:
• при окончательном оформлении текст печатается на машинке, компьютере;
• на втором листе выпускной работы располагается ее Оглавление, полно и логически правильно раскрывающее тему с постраничным указанием глав, параграфов, пунктов (См. прил. № 5- 6);
• в тексте четко обозначается структура работы: выделяются ее основные разделы в соответствии с Оглавлением, даётся глубокое и полное освещение всех вопросов, соблюдается научный стиль изложения:
• библиография располагается до Приложения, при этом необходимо соблюдать следующие требования: список книг и статей носит алфавитный или списочный характер, при оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название работы, место издания, год издания, количество страниц; журнальная или газетная статья оформляется также, но указывается, кроме того, название журнала: заглавие статьи из сборника с указанием места и года издания (См. прил. №7);
• ссылки в тексте на источники могут быть внутритекстовыми либо подстрочными (См. прил. № 8);
• листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в специальную папку.