Таблица 5. Задания по теме «Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева»

№ задания Задание
64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 элементы II периода элементы III периода элементы IV периода элементы V периода элементы IV - B группы элементы II - A группы элементы IV - A группы элементы V - A группы элементы VI - A группы элементы VII - B группы

74. Что такое энергия ионизации? В каких единицах она выражается? Как изменяется восстановительная активность s - и p -элементов в группах периодической системы с увеличением порядкового номера? Почему?

75. Что такое электроотрицательность? Как изменяется электроотрицательность p -элементов в периоде, в группе периодической системы с увеличением порядкового номера? Почему?

76. Исходя из положения германия, молибдена и рения в периодической системе, составьте формулы: водородного соединения германия, оксида молибдена и рениевой кислоты, отвечающие их высшей степени окисления. Изобразите формулы этих соединений графически.

76. Что такое сродство к электрону? В каких единицах оно выражается? Как изменяется окислительная активность неметаллов в периоде и в группе периодической системы с увеличением порядкового номера? Ответ мотивируйте строением атома соответствующего элемента.

77. У какого из p -элементов V группы периодической системы – фосфора или сурьмы – сильнее выражены неметаллические свойства? Какое из водородных соединений данных элементов более сильный восстановитель? Дайте пояснения, исходя из строения атомов этих элементов.

78. Исходя из положения металла в периодической системе, дайте мотивированный ответ на вопрос: какой из двух гидроксидов более сильное основание: Ba(OH) 2 или Mg(OH) 2; Ca(OH) 2или Fe(OH) 2, Cd(OH) 2илиSr(OH)2?

79. Исходя из степени окисления атомов соответствующих элементов, определите, какой из двух гидроксидов является более сильным основанием: CuOH или Cu(OH) 2; Fe(OH) 2или Fe(OH)3; Sn(OH)2 или Sn(OH)4? Ответ обоснуйте. Напишите уравнение реакций, доказывающих амфотерность гидроксида олова (II).

80. Какую низшую степень окисления проявляют водород, фтор, сера и азот? Почему? Составьте формулы соединений кальция с данными элементами в низшей их степени окисления. Как называются соответствующие соединения?

81. Какую низшую и высшую степени окисления проявляют кремний, мышьяк, селен и хлор? Почему? Составьте формулы соединений указанных элементов, отвечающих этим степеням окисления.

82. Хром образует соединения, в которых он проявляет степени окисления +2, +3, +6. Составьте формулы его оксидов и гидроксидов, отвечающих этим степеням окисления. Напишите уравнения реакций, доказывающих амфотерность гидроксида хрома (III).

83. Атомные массы элементов в периодической системе непрерывно увеличиваются, тогда как свойства простых тел изменяются периодически. Чем это можно объяснить? Дайте мотивированный ответ.

84. Какова современная формулировка периодического закона? Объясните, почему в периодической системе элементов аргон, кобальт, теллур и торий находятся соответственно перед калием, никелем, йодом и протактинием, хотя и имеют большую атомную массу?

85. Какую низшую и высшую степени окисления проявляют углерод, фосфор, сера и йод? Почему? Составьте формулы соединений данных элементов, отвечающих этим степеням окисления.

86. Объясните причину периодического изменения свойств элементов, исходя из строения их атомов. Напишите электронные схемы атомов Li и Na, F и Cl, сопоставьте их свойства.

87. Исходя из теории строения атома, укажите, на чем основано подразделение группы элементов на подгруппы. Проиллюстрируйте это на примере VI группы элементов таблицы Д.И.Менделеева.

88. Как изменяются свойства элементов с увеличением порядковых номеров в периодах, в главных подгруппах периодической системы? Объясните это изменение строением атомов элементов. Назовите самый активный металл и самый активный неметалл.

89. Представьте графически по энергетическим ячейкам структуру электронной оболочки атомов Be, B и C в нормальном и возбужденном состояниях. Чему равна максимальная валентность их в том и другом состояниях?

90. Представьте графически структуру атома фтора. Сколько неспаренных электронов содержится в оболочке атома? Изменяется ли это число при возбуждении атома фтора? Укажите причину.

91. Представьте графически структуру электронной оболочки атома хлора. Чему равна валентность атома хлора в невозбужденном состоянии и при различных степенях возбуждения?

92. Как спиновая теория валентности объясняет возможность переменной валентности у серы и отсутствие этой возможности у кислорода. Ответ обоснуйте графическими формулами строения электронной оболочки атомов серы и кислорода. Графически покажите возможности распаривания электронных дублетов в атоме серы.

93. Распределите электроны в энергетических ячейках оболочки атома фосфора. Чему равна валентность элемента в нормальном состоянии и в максимальной степени возбуждения? Напишите формулу высшего оксида.

94. Представьте электронно - графические схемы строения внешних энергетических уровней частиц с указанной степенью окисления: а) Mn+7; б) Fe+2;        в) Fe+3; г) Fe+6.

95. Назовите квантовыечисла, характеризующие энергетическое состояние электрона в оболочке атома. Объясните, как отражены эти числа в следующих примерах электронных конфигураций: 4 s 1, 5 p 6, 6 f 11, 3 s 2, 5 d 3.

96. Чему равны орбитальные квантовые числа энергетических подуровней: s, p, d, f? Укажите электроноёмкость каждого из них. Укажите максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне и на его подуровнях?

 

2.4. Химическая связь

    Теория химической связи относится к числу основных вопросов курса химии, т. к. свойства веществ и их реакционная способность зависят не только от состава, строения молекул, но и от типа химической связи между атомами. При изучении этой темы необходимо:

- разобраться в механизмах образования ионной, ковалентной и металлической связей;

- усвоить свойства и разновидности ковалентной связи;

- изучить особенности свойств соединений с различными типами химических связей;

- приобрести навыки в составлении электронных схем образования молекул с различными типами химической связи.

Условием образования химической связи является уменьшение энергии системы взаимодействующих атомов. Молекулярное состояние вещества при обычных условиях устойчивее, чем атомное. Химическое взаимодействие атомов обусловлено перекрыванием электронных облаков и образованием химических связей, за счет кулоновских сил притяжения между электронами и ядрами атомов.

При определении типа химической связи и степени окисления атомов элементов в соединении полезно использовать понятие "электроотрицательность".

    Электроотрицательность – способность атома  данного элемента притягивать к себе общую электронную плотность при образовании химичесой связи с другими атоиами. Чем больше электроотрицательность элемента, тем меньше его металлические свойства и больше неметаллические свойства.

    Используя значения электроотрицательностей, можно судить не только о смещении электронов при взаимодействии атомов в сторону более электроотрицательного атома, но и делать выводы о типе химической связи (ковалентная или ионная), о полярности связи. Если разность (∆) между электроотрицательностями больше 1,9, то связь ионная, если меньше – ковалентная. Например, в соединениях

K – Cl        ∆ЭО=3,0-0,9=2,1>1,9 – связь ионная

Be – Cl      ∆ ЭО=3,0-1,5=1,5<1,9 – связь ковалентная полярная

Cl – Cl       ∆ ЭО=3,0-3,0=0 – связь ковалентная неполярная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: