Принцип разделения властей

Идея теории разделения властей принадлежит Аристотелю, теоретически развил и обосновал ее Дж. Локк, в классическом виде она была разработана Ш.Л. Монтескье.

Основные положения теории разделения властейзаключаются в следующем:

1) разделение властей закрепляется конституцией;

2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния,судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти любым органом государства или должностным лицом. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры.

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей – в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

В IV в. до н.э., Аристотель в «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, которая соединила «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века, прежде всего в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей французский просветитель Ш. Л. Монтескье в работе «О духе законов». Под «духом законов» Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т.д.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве, по замыслу Ш. Л. Монтескье, должно оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. Он писал: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием, федеральные законы принимаются Государственной Думой(ст. 105 Конституции РФ), вопросами, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ, занимается Государственная Думас обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ(ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

§ 11. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации

 

Ст. 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство. Ст. 5 Конституции РФ констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются равноправными субъектами РФ. Следует отметить, что общее количество и наименование субъектов РФ после принятия Конституции России 12 декабря 1993 г. претерпели значительные изменения. Так, на основании Конституции РФ и Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 1 декабря 2005 г. образовался новый субъект РФ – Пермский край – в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; 1 января 2007 г. в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа образовался единый субъект РФ – Красноярский край; 1 июля 2007 г. объединились Камчатская область и Корякский автономный округ, в результате чего образовался Камчатский край. 1 января 2008 г. появился новый субъект РФ – Иркутская область – в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а 1 марта 2008 г. на карте России возник Забайкальский край, который включил в себя Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. В результате указанных разукрупнений субъектов РФ их общая численность (по сравнению с первоначальной) сократилась и составила 83 субъекта, среди которых: республик – 21, краев – 9, областей – 46, городов федерального значения – 2, автономная область – 1, автономных округов – 4.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ определяется принципами, указанными в ст. 5 Конституции РФ:

1. Государственная целостность – неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют права выхода (сецессии) из нее. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство государственной системы власти. Данный принцип выражается в наличии общих принципов построения, функционирования органов государственной власти, а также проведении общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии единой системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения России и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

3. Равноправие субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов и что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает наличие равных возможностей в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Между тем различные субъекты обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что обусловливает различия в их правовом положении.

Равноправие субъектов является только декларативным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и практикой политико-правовых отношений. Так, Конституция РФ в ст. 5 называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. В соответствии со ст. 68 Конституции республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставляется автономной области и автономным округам, образованным по национальному признаку. В ст. 66 Конституции РФ предусматривается, что автономные округа могут входить в состав края или области, т.е. находиться в составе иного субъекта РФ. Кроме того, существует практика заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и отдельными субъектами РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципом международного права. Оно определяется в Уставе ООН, международных договорах о наличии гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав народов. Конституция РФ, следуя данному принципу, имеет в виду наличие федерализма как принципа государственного устройства России.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ.

Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.

В России предметы ведения Федерации и ее субъектов разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие принципы:

1) конституционность. Законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения;

2) верховенство Конституции и законов РФ. В случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральным законам по предметам исключительного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ. При разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов Федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность органов власти субъектов Федерации финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления своих полномочий.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ чертами:

1. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ.

2. Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию.

3. Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти, которая согласно ст. 77 Конституции РФ устанавливается им самостоятельно и в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким федеральным законом является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вышеназванный закон определяет принципы формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ, основы правового статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, устанавливает ответственность органов государственной власти субъектов РФ.

4. Каждый субъект РФ вправе иметь столицу (центр), а также свою символику: флаг, герб, гимн.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По указанному выше критерию выделяются три группы субъектов РФ:

1. Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной нации, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

2. Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, определяющие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с Конституцией РФ является столицей РФ. Он определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».

3. Автономная область, автономные округа. Автономные образования, как и республики, образованы по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы) и государственного языка.

§ 12. Основы избирательной системы и избирательного
права в Российской Федерации

Российская Федерация, согласно ч.1 ст. 3. Конституции позиционирует себя как государство демократическое, где принцип народного суверенитета относится к числу важнейших основ государственного устройства. Слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие («demos» - народ, «cratos» - власть). Демократия, как известно, осуществляется в двух формах. В форме прямой демократии - референдум, выборы, демонстрации и др., а также в форме представительной демократии, в результате которой народ осуществляет свою власть посредством специально на то уполномоченных органов, которые осуществляют власть от имени народа, т.е. получают мандат на осуществление властных полномочий в результате выборов посредством реализации избирательных прав граждан.

Под выборами понимается голосование граждан Российской Федерации, в ходе которого осуществляется наделение властными полномочиями кандидата на выборную должность. Разновидностью выборов бывают; выборы депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления. Выборы представляют собой форму всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Сущность выборов состоит в – определении партий или персоналий должностных лиц, которые в течение установленного срока будут осуществлять власть в государстве или регионе.

Выборы бывают прямые и непрямые, среди которых различают косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

При прямых выборах избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборную должность. При непрямых за своих представителей – выборщиков, которые, в свою очередь, получив от избирателей право от их имени выражать их суверенную волю, – голосуют за кандидата на выборную должность. Непрямые выборы чаще всего применяются на президентских выборах. При этом встречаются три их варианта: 1. Избрание президента парламентом (Израиль, Греция, Ливан); 2. Избрание президента специальными выборщиками (США, Финляндия); 3. Избрание президента особой коллегией выборщиков в состав которой входят и парламентарии (Германия, Италия).

Косвенные выборы, те при которых избиратели отдают свои голоса за выборщиков избранных с целью принять участие в конкретных выборах отдав свой голос за кандидата на должность, после чего теряют свои полномочия (выборы президента в России и США, депутатов Государственной думы Российской Федерации и др.). При многостепенных выборах избиратели в процессе выборов формируют только постоянно-действующий представительный орган, который в свою очередь принимает участие в формировании вышестоящих и иных органов власти. Многостепенные выборы в недавнем прошлом применялись в КНР, а также в Советском Союзе при формировании советских органов по Конституции 1918 г., в современном Свазиленде при формировании парламента страны.

С понятием выборов тесно связано понятие избирательного права т.к. именно в результате выборов реализуется избирательное право.

В науке конституционного права термин «Избирательное право» чаще всего употребляется в двух значениях: как объективное и субъективное избирательное право.

Объективное избирательное право представляет собою совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов в государственные или самоуправленческие органы.

Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах, т.е. субъективное право гражданина стать участником конституционно-правового отношения, возникающего в условиях проведения выборов. Обычно для этого требуется обладать гражданством конкретного государства, достичь определенного возраста и быть вменяемым.

Кроме того, различают так же понятия активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право означает право избирать, т.е. подавать свой голос за кандидатуру на выборную должность или партию – участвовать в выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право – означает право быть избранным на выборную должность т.е. принимать участие в выборах в качестве кандидата.

Стоит отметить, что наличие у лица активного избирательного права не означает автоматического признания за ним пассивного избирательного права – быть избранным. Так, например, активным избирательным правом граждане обладают с 18 лет, а пассивным избирательным правом при выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрании Российской Федерации только с 21 года. На должность президента страны может избираться гражданин с 35 лет. Согласно социалистической концепции об избирательном праве и активное и пассивное избирательное право предоставляется гражданам государства с 18 лет. Вводить какие либо ограничения в этой связи – принято считать ограничением демократии т.к. только сами избиратели вправе решать, достоин или не достоин совершеннолетний гражданин представлять их интересы в выборном органе.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборе главы исполнительного органа государственной власти субъекта федерации – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года.

Осуществляется избирательное право в соответствии с определенными принципами. Под принципами избирательного права принято понимать основополагающие начала, определяющие демократический характер проведения выборов.

В отечественной научной литературе не выработана единая классификация принципов избирательного права.

Представляется целесообразным выстраивать систему принципов российского избирательного права, основываясь на их целевом предназначении в системе правового регулирования отношений связанных с выборами. На основе комплексного анализа действующего избирательного законодательства предлагается систематизировать принципы избирательного права на два вида.

По этому критерию все принципы избирательного права могут быть систематизированы, прежде всего на принципы: а) организации и проведения выборов и б) принципы участия российских граждан в выборах.

В первую группу принципов принято включать: обязательность, периодичность, альтернативность выборов, допустимость использования различных избирательных систем и независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов. Что же касается второй группы принципов участия российских граждан в выборах, то к ним следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, добровольное участие в выборах и тайное голосование.

Понятие и виды избирательных систем. В учебной и научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система представляет собою совокупность правовых норм направленных на регулирование общественных отношений связанных с выборами. Круг этих отношений весьма широк и разнообразен. К отношениям такого рода относят отношения связанные с регистрацией и составлением списка избирателей, созданием избирательных участков и округов, избирательных органов и др. Это отношения, складывающиеся на каждой стадии избирательного процесса вплоть до его завершения. Избирательная система регулируется нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой с одной стороны как конституционно-правовой институт, с другой как подотрасль конституционного права. Тем не менее, не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), a также обычаями и традициями конкретного общества.

Избирательная система в так называемом узком смысле представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или партиями (партийными списками) в зависимости от итогов голосования. В этой связи различают несколько разновидностей избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная и др.

В зависимости от использования конкретной разновидности избирательной системы, результаты распределения мандатов могут быть разными, несмотря на одни и те же итоги голосования. В этой связи политические силы нередко борются между собой за установление более выгодной для себя избирательной системы.

Мажоритарная система. Наиболее распространенной на выборах в одномандатных округах (там, где определяется один победитель) является мажоритарная избирательная система, основанная на принципе большинства (от французского. majorite - большинство).

При использовании этой системы избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов избирателей. При этом голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают даже тогда, когда в совокупности их было больше чем тех голосов, которые были поданы за победителя.

Различают несколько видов мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная система относительного большинства - при такой системе избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой отдельно взятый кандидат. Так если из 100 тыс. избирателей 30 тыс. голосовали за кандидата «А», 25тыс. за кандидата «Б», 20 тыс. за кандидата «В», 15 тыс. за кандидата «Г» и 10 тыс. за кандидата «Д» то избранным будет признан кандидат «А» несмотря на то, что большинство избирателей округа его кандидатуру не поддержали. Мажоритарная система относительного большинства применяется при распределении депутатских мандатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов избирателей (50% + 1 голос). Используется эта избирательная система при выборах Президента РФ.

Пропорциональная избирательная система применяется в многомандатных избирательных округах при распределении депутатских мандатов между политическими партиями (блоками). Исторически пропорциональная избирательная система возникла как средство преодоления несправедливого распределения мандатов по отношению к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система. Основная ее идея заключается в том, чтобы партия получила в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, поданных за нее на выборах.

Существует несколько способов распределения мандатов между партийными списками.

Самый простой способ заключается в определении избирательной квоты (избирательного метра или числа распределителя), то есть того числа голосов, которое необходимо получить политической партии для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий. Частное, полученное от этого деления, определяет число мандатов, полагающихся этой партии.

Простейшей является квота, названная по имени ее создателя - британского барристера (адвоката высшей квалификации) Томаса Хэра. Квота Хэра определяется путем деления общего числа поданных голосов на число подлежащих распределению мандатов. Если число голосов поданных по округу обозначить Г, число избираемых по нему депутатов Д, избирательную квоту К, то можно составить пропорцию Г: Д = К. Однако распределение мандатов на основе вычисленной таким образом квоты (ее называют естественной квотой т.к. вычисляется путем манипуляций объективных величин) оказывается последовательно пропорциональной только при том условии, что число голосов, полученных каждой партией, делится на квоту без остатка. На деле это условие почти всегда отсутствует. Поэтому квота оказывается чрезмерно высока и очень часто не все депутатские места, предназначенные для данного округа, удается распределить на основе естественной квоты.

В качестве примера рассмотрим округ от которого должно быть избрано 5 депутатов: партия А собрала 75 тыс. голосов, партия Б – 40 тыс., партия В – 30 тыс., партия Г – 15 тыс. Таким образом всего по округу подано 160 тыс. голосов. Естественная квота = 160тыс.: 5 = 32тыс. Исходя из этого партия А получит 75тыс.: 32 тыс. = 2 места, Б – 40тыс.: 32 тыс. = 1 место, а партия В и Г ни одного места, но оставшихся 2 незанятых места здесь на основе естественной квоты распределить нельзя.

В силу этого было предложено несколько дополнительных способов распределения незанятых мест (нераспределенных мандатов). Одним из наиболее распространенных способов является способ наибольшего остатка, который применяется и в России при распределении депутатских мандатов на выборах в Государственную Думу. В данном случае нераспределенные депутатские мандаты получат те партии, которые имеют наибольшее число неиспользованных голосов после первоначального распределения.

Так партия А имея 75 тыс. голосов избирателей и получив при распределении 2 мандата (которые соответствуют 64тыс. голосам) имеют в остатке 11 тыс. голосов избирателей (75тыс. – 64 тыс. = 11 тыс.). Партия Б при 1 полученном мандате в остатке имеют 8 тыс. голосов (40 тыс. – 32 тыс. = 8 тыс.). Партия В не имея мандатов все полученные голоса избирателей зачисляет в остаток (30тыс. – 0тыс. = 30 тыс.). Аналогичным образом обстоят дела и у партии Г (15тыс. – 0тыс. = 15 тыс.). Таким образом наибольшие остатки имеют в данном случае партии В и Г (30тыс. и 15 тыс. соответственно). Именно они и получат ранее нераспределенные депутатские мандаты.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: