Лекция № 9
Тема. Этносы и народности с позиции психологии
1. Особенности психомоторного развития, психических процессов и личности различных этносов.
2. Воспитание в контексте культуры.
3. Особенности этнического самосознания и предпочтения.
4. Некоторые характеристики национального характера в контексте культурных различий.
Наиболее существенным фактором, обусловливающим групповые различия, является этнически-культурный фактор. В этом факторе неразрывно связаны два компонента: генетически-расовый и социальный, при доминирующим влиянии второго. На современном этапе развития человечества главным фактором социокультурной среды является ее второй элемент – культура. Понятие «культура» включает в себя систему знаний, обычаев, традиций, предпочитаемые ценностные ориентации, морально-этические нормы, убеждения и предрассудки. Важнейшим (непременным) признаком Культуры является признание идентификационной группой (неважно малой или большой) наиболее важных ее элементов, с последующей их передачей от поколения к поколению. Отсюда один важный для психологии вывод – каждый субъект имеет весь набор психических свойств и качеств, но разные Культуры способствуют развитию одних и тормозят развитие других индивидуальных черт.
|
|
Социокультурная детерминация психических особенностей народностей и этносов
Процесс социокультурной детерминации психических различий у отдельных народностей является очевидной, но трудно доказуемой в научном плане истиной. В течение многих столетий человеческой истории расовые и национальные предрассудки разделяли людей на «наших» и «не наших», «правоверных» и «варваров», христиан и мусульман и т.д. Чужаки всегда наделялись негативными чертами, их место определялось где-то между дикарями и животными. Даже К.Линней выделил два вида людей – Homo Sapiens и Homo Monstrous (монстры). К последним он отнес больших и неуклюжих патогонцев, китайцев с коническими головами, маленьких робких горцев и т.д. При всей очевидной наивности эта классификация американцев, европейцев, азиатов и африканцев была первой попыткой научного подхода к дифференциации человечества на расы.
Первые классические исследования расовых и этнических особенностей в области психологии были предприняты Брониславом Малиновским [1927]. Проверяя гипотезу З.Фрейда о роли Эдипова комплекса в формировании характера жителей Папуа Новой Гвинеи, он показал следующее: в культурах, где дядя (как ближайший родственник) играет важную роль, у мальчиков не возникает конфликта с отцом, как предсказывал З.Фрейд. Кроме того, было установлено, что в юношеские годы самоанцы гораздо выдержаннее в сравнении с американцами [Мид,1928].
|
|
Вопрос о различиях между людьми, детерминированных особенностями культурной среды изучается по трем основным направлениям: психомоторного развития, психических процессов и особенностей формирования личности.
Раннее психомоторное (физическое) развитие
Сравнительный анализ психомоторного развития младенцев различных стран показал следующее.
Черные младенцы, вне зависимости от места рождения, развиваются быстрее уже в утробный период. После рождения они опережают своих белых сверстников в развитии моторных навыков, начинают раньше ходить и отличаются более тяжелыми костями, длинными ногами и более развитой мышечной системой (спортсмены-чернокожие).
Младенцы из азиатских стран оказываются более медлительными по ряду основных моторных показателей. Эти различия могут быть детерминированы как биологическими, так и этническими факторами, обусловливающими активность азиатских младенцев.
Сравнительный анализ поведения младенцев из четырех этнических групп – кавказской, китайской, индейцев и японцев показал следующее: кавказские младенцы более активны и возбуждены, трудно поддаются успокоению; индейцы и китайские младенцы более спокойны, в то время как японские младенцы реагируют более энергично, но легче успокаиваются, чем их кавказские сверстники.
Тот же анализ в отношении четырехмесячных младенцев из Китая, Ирландии и Евро-Американской группы показал, что китайские младенцы менее активны, менее возбуждены и крикливы в сравнении с двумя другими группами. Белые младенцы из Америки наиболее сильно реагируют на новые стимулы – звуки, свет и запахи.
Из всех этих исследований нельзя сделать однозначных выводов. Различия в реакциях младенцев из разных частей света не могут объясняться только их жизненным опытом или влиянием родителей, т.е. социокультурной средой. Вероятнее всего, в основе различий поведения младенцев лежит схожесть темпераментальных характеристик матери и ребенка, т.е. генетика.
Отсюда вывод – различия в поведенческих реакциях младенцев детерминированы их наследственностью, а последующее влияние среды усугубляет эти различия.
Познавательные процессы
Большинство современных психологов ставит под сомнение межкультурные различия в базовых психических процессах – восприятии, памяти, внимании и мышлении. Не было установлено какой-либо зависимости успешности обучения от показателей перцептивных тестов.
Не обнаружено этих различий и по параметрам высших психических функций. Изучение интеллекта у представителей разных рас показало, что различия между сравниваемыми группами меньше, чем различия в интеллекте у представителей одной и той же расовой группы. Эта закономерность подтверждается и на биологическом уровне. Сами обследуемые объясняют эти различия наследственностью. Так трактуют свои математические способности американские школьники. В отличии от них, китайские и японские школьники, имеющие более высокие показатели математических способностей, делают акцент на «упорном изучении» предмета. Ряд исследователей, также считают различия в математических способностях между азиатскими и американскими детьми не результатом генотипических влияний, а различиями в культурном аспекте: важности академических достижений и качества преподавания математики в школе [Murray, 1995].
Примерно к тем же выводам пришли исследователи при изучении интеллекта по показателю IQ у представителей черной и белой расы. Первоначально, в1969г. Артур Дженсон, базируясь на обстоятельном анализе семейных, близнецовых и других психогенетических исследованиях, сделал вывод о 80% наследуемости интеллектуальных способностей и 15% преимуществе белых над черными. Однако, в дальнейшем было показано, что измеряемый тестами уровень индивидуального интеллекта опосредован как генетически, так и социально. Речь можно вести лишь о значимости этих двух факторов в развитии интеллекта для той или иной этнической группы. Причем в связи с их социоэкономическими статусом. Важно также подчеркнуть, что показатель IQ невозможно полностью абстрагировать от влияния средовых факторов.
|
|
Культурные традиции сильно влияют на формирование личностных ориентаций ребенка. Эта закономерность хорошо просматривается на примере таких полярных социумов как Восток и Запад. На Востоке жизнь семьи связана с агрокультурой. Школьное образование не является доминирующим фактором формирования личности ребенка. В этих культурах, в частности, в странах Западной Африки и Полинезии, дети в 6-7 лет получают статус «разумных» и ответственных: им поручают заботу о младших, обучают навыкам сельхозработы и взрослой жизни. В результате такого воспитания у ребенка формируется четкое представление о собственном социальном статусе в семье и обществе.
В целом, формирование национального характера, начинается с тонких различий в культурном общении матери и младенца. Белые матери ориентированны на самостоятельное решение их детьми своих проблем. При стимуляции своих младенцев американки и француженки больше уделяют внимание взаимодействиям ребенка с объектом, чем с собой. Это приводит к ранней социализации детей и положительно сказывается на их интеллекте. Причем больше у мальчиков, в сравнении с девочками.
В России младенци получают больше физических контактов с матерью (объятия, поцелуи, покачивания и т.п.) и меньше свободы движений и инициативы в сравнении с младенцами-американцами. Вся любовь и забота российской (славянской, украинской) матери направлена на воспитание послушания и самодисциплины. В советской школе также воспитывалась компетентность в предметной активности и чувство товарищества. В результате советские дети были мотивированны к проявлению «хорошего поведения». В основе этого поведения лежит сильное стремление к обучению и служению обществу.
|
|