- Новая формула, сама собой одержавшая верх среди наших пролетариев после первого издания настоящего рассуждения, уже ясно обнаружила, что их настроение изменилось. Одобрив удачное выражение «социализм», они тем самым одновременно приняли проблему коммунистов и отвергли их решение ее, ныне как будто безвозвратно отброшенное. Но современные социалисты могут обходить коммунизм только до тех пор, пока они занимают пассивную или критическую позицию. Если они приобретут политическое главенство раньше, чем их идеи окажутся в уровне с их чувствами, они по необходимости дойдут до анархических заблуждений, которые они теперь инстинктивно отвергают. Вот почему быстрое распространение социализма внушает основательную тревогу классам, сопротивление которых, опирающееся на опыт, составляет
140
теперь единственную закономерную гарантию материального
порядка.
В самом деле, проблема, поставленная коммунистами, допускает решение только в коммунистическом духе (пока продолжается революционное смешение духовной и советской властей). Таким образом, единодушное отрицание, встречаемое этими утопиями, должно всюду подготовить благоприятную почву для позитивизма, который отныне один только и может предохранить Запад от всякой серьезной коммунистической попытки. Основывая, наконец, современную политику на надлежащем систематическом разделении властей, впервые возникшем в середине века, созидающая партия стремится теперь удовлетворить бедных и в то же время успокоить богатых. Предлагаемое ею нормальное решение вскоре сделает бесполезными эти недолговечные обозначения. Окончательно очищенное древнее наименование «республиканцы» будет всегда достаточно для обозначения истинных преобразовательных чувств, между тем как название «позитивисты» исключительно будет характеризовать воззрения, нравы и даже соответствен-
|
|
§ |
ные учреждения. Глава XIV у Л ПОЗИТИВНАЯ ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ
■с» Побуждаемый свойственным ему реализмом, равно как и постоянным стремлением посвятить рассудок на службу чувству, позитивизм вдвойне стремится основать систематизацию самопроизвольного коммунистического принципа на социальной природе собственности и на необходимости ее упорядочить.
Истинные философы не колеблясь поддерживают своим авторитетом инстинктивные протесты пролетариев против неправильного определения собственности, принятого большинством современных юристов, приписывающих этому институту абсолютную индивидуальность, право пользоваться и злоупотреблять. Эта антиобщественная теория, исторически вызванная чрезмерной реакцией против исключительных притеснений, несправедлива и неосновательна.
|
|
1 |
Поскольку никакой вид собственности не.может быть создан или даже передай в другие руки исключительно его обладателем без необходимого специального и общего сотрудничества общества, то пользование им никогда не должно быть чисто индивидуальным. Всегда и всюду общество более или менее вмешивалось и подчиняло пользование им социальным по-', требностям. Налог действительно делает все общество уча-
I |
стником каждого частного владения. Общий ход цивилизац^ не только не уменьшает этого участия, но, напротив, посто, янно его увеличивает, в особенности среди современны* народов, все более и более расширяя связь каждого со всеми Другой всеобщий обычай показывает, что в некоторых крайних случаях общество считает себя вправе даже всецело завладеть собственностью. Хотя право конфискации было временно отменено во Франции, тем не менее этот единствен-ный случай отмены его, обусловленный недавними злоупотреблениями этим бесспорным правом, не может оказаться устойчивее традиций, поддерживающих это право, и власти, установившей его. Наши коммунисты, таким образом, прекрасно опровергли юристов относительно общей природы собственности. Вполне приемлема также их основная критика экономистов, метафизические правила которых препятствуют всякому социальному упорядочению личного владения. Это догматическое заблуждение, вызванное, как и предыдущее, неправильным вмешательством, прямо противоречит здравой философии, хотя оно и признает, что общественные явления подчиняются естественным законам, и тем как будто к ней приближается. Похоже на то, что экономисты одобрили этот основной принцип только для того, чтобы тотчас обнаружить насколько они неспособны его понимать. Ибо прежде, чем распространять его на наиболее важные явления, им следовало рассмотреть его относительно самых незначительных явлений. Пренебрегши этим, они показали свое полное непонимание тенденции естественного порядка — становиться, по мере своего осложнения, все более и более изменяемым. Так как вся наша деятельность покоится на этом понятии, то нельзя извинить педантизма экономической метафизики, с которым она осуждает непрестанное вмешательство человеческой мудрости в различные отрасли социального движения. Естественные законы, управляющие этим движением, на самом деле не только не препятствуют нам его беспрестанно видоизменять, но должны, напротив, способствовать лучшему приложению нашей деятельности, которая здесь оказывается более целесообразной и более необходимой, чем по отношению ко всем другим явлениям.
Итак, с этих различных сторон основной коммунистический принцип поглощается позитивизмом. Значительно укрепляя его, новая философия также расширяет его, так как она применяет его ко всем формам человеческого существования, которые, согласно истинному республиканскому духу, все, без исключения, должны быть отданы на служение обществу. Эгоистические чувства и мелочные взгляды необходимо преобладали в течение долгого революционного переходного состояния, отделяющего нас от
142
редких веков. Но как те, так и другие не соответствуют окончательному строю современного общества.
Во всяком нормальном состоянии человечества каждый гражданин является государственным чиновником, более или nieHee определенные преимущества которого обусловливают одновременно его права и обязанности. Этот всеобщий принцип должен, без сомнения, распространяться также на собственность, которую позитивизм рассматривает, главным образом, как необходимую социальную функцию, состоящую в накоплении и управлении капиталами, с помощью которых каждое поколение подготовляет поле деятельности для следующего за ним. Эта нормальная оценка облагораживает владение собственностью, не ограничивая его справедливой свободы и даже внушая к нему больше уважения.
|
|
Глава XV ;
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КОММУНИЗМОМ И ПОЗИТИВИЗМОМ .,
Именно в этом пункте здравые социологические теории совершенно расходятся с инстинктивными взглядами народной мудрости. Принимая и даже значительно дополняя коммунистическую аргументацию, позитивисты совершенно отбрасывают коммунистическое решение, которое считают недостаточным и разрушительным. Наше решение отличается от последнего главным образом введением моральных средств вместо
политических.
Таким образом, главное социальное различие между позитивизмом и коммунизмом относится, в конце концов, к нормальному отделению светской власти от духовной; эта мера, отсутствовавшая до сих пор во всех представлениях об обновлении, всегда оказывается в основе каждой важной современной проблемы как единственный окончательный выход для человечества. Характеризуя лучше коммунистическое заблуждение, позитивизм его оправдывает, так как эту ошибку он Разделяет со всеми другими признанными ныне доктринами. В то время, когда почти все высоко образованные умы не Понимают основного принципа современной политики, разве Можно порицать народный инстинкт за то, что он до сих пор Находится под этим всемирным влиянием революционного
эмпиризма?
Мне нет надобности, в особенности здесь, предпринимать специальное исследование древней утопии, основательно опровергнутой двадцать два века тому назад великим Аристотелем, провозгласившим органический характер позитивной
143
философии даже на первой стадии ее возникновения. Свер* того крайняя непоследовательность современного коммунизма указывает на полное отсутствие в нем рассудительности и в то же время на благородный сентиментальный источник его Ибо он отличается от древней утопии, представленной пре. имущественно Платоном, главным образом тем, что последний кроме общности имущества, проповедовал также общность жщ и детей, что на самом деле и являлось необходимым следствием этой утопии.
|
|
Как бы связаны ни были эти два заблуждения, эта утопия понимается в таком смысле только немногими учеными, плохо направленный ум которых тревожит мало деятельное сердце, Наши же необразованные пролетарии, будучи благородно непоследовательными, принимают только ту часть этой неделимой ложной утопии, которая относится к их социальным потребностям, энергично отвергая все то, что оскорбляет наши лучшие чувства. Не вдаваясь в подробное обсуждение этих иллюзий, важно отметить главные недостатки соответствующего им метода, так как, за исключением позитивизма, они более или менее присущи всем обновляющим школам. Они состоят, с одной стороны, в незнании или даже отрицании естественных законов, управляющих социальными явлениями и, с другой — в обращении к политическим средствам там, где на первом месте должны стоять нравственные средства. Действительно, эти две связанные между собою ошибки обусловливают недостаточность и опасность различных утопий, тщетно оспаривающих друг у друга руководство нашим возрождением. Чтобы сделать эту оценку более ясной, я буду применять ее к наиболее яркому заблуждению, откуда всякий без труда может распространить ее и на все другие.
Глава XVI