Донецкий государственный медицинский
Университет им. М. Горького
Кафедра социальной медицины,
Организации здравоохранения
И истории медицины
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ методы
Оценки состояния общественного здоровья
И деятельности медицинских учреждений
(учебное пособие управляющего типа)
ДОНЕЦК-2006
УДК 614.21:312.1/.2
Описательные и аналитические методы оценки состояния общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений: Учебное пособие управляющего типа / Агарков В.И., Бутева Л.В.; Грищенко С.В. – Донецк: ДонГМУ, 2006. – 277 с.
Авторы: проф. Агарков В.И.; доц. Бутева Л.В.; проф. Грищенко С.В.; проф. Мухин В.В.; доц. Николаенко В.В.; доц. Мухина К.Ш.; доц. Коктышев И.В.; доц. Северин Г.К.; доц. Лихобабина О.А.; асс. Бугашева Н.В.; асс. Ганенко О.Н.
Рецензент – профессор кафедры гигиены ДонГМУ,
д.мед.н. Гребняк Н.П.
В пособии изложены методы санитарной (медицинской) статистики, наиболее часто используемые для оценки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
|
|
Пособие составлено в соответствии с программой по социальной медицине и организации здравоохранения для медицинских факультетов. По своей структуре относится к учебным пособиям управляющего типа.
Утверждено на заседании Ученого Совета ДонГМУ
№ 7 от 19 октября 2006 г.
© Агарков В.И.; Бутева Л.В.; Грищенко С.В.; Мухин В.В.; Николаенко В.В.; Мухина К.Ш.; Коктышев И.В.; Северин Г.К.; Лихобабина О.А.; Бугашева Н.В.; Ганенко О.Н., 2006
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 4-5
РАЗДЕЛ I. МЕТОДЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ 6-120
Тема 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 6-43
Тема 2. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ,
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 44-65
Тема 3. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 66-120
РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 121-277
Тема 4. Методика оценки достоверности
относительных и средних величин 121-135
Тема 5. МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ.
ОЦЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
С ПОМОЩЬЮ ПРЯМОГО МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ 136-161
Тема 6. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ЯВЛЕНИЙ
В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ 162-185
Тема 7. ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
ИЛИ ПРИЗНАКАМИ. КОРРЕЛЯЦИЯ 186-221
|
|
Тема 8. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ 222-245
Тема 9. Анализ явления (признака, процесса)
из области медицины и здравоохранения 246-277
ВВЕДЕНИЕ
Каждая отрасль народного хозяйства имеет свою статистическую информацию. В специальную научную дисциплину оформилась и санитарная (медицинская) статистика. Она является важным средством получения количественной и качественной характеристики различных процессов и явлений из области медицины, гигиены, здравоохранения, играет важную роль в оценке состояния здоровья населения, деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения. Поэтому в системе высшего медицинского образования изучение медицинской статистики имеет большое значение в подготовке врачей всех специальностей.
Представленный к изучению курс статистики состоит из 2-х частей: описательной и аналитической.
Описательная статистика включает методику организации и проведения статистического исследования, расчета обобщающих коэффициентов (относительных, средних, критерия достоверности этих величин), их научную и практическую значимость.
Аналитическая статистика содержит наиболее часто используемые на практике методы. Можно выделить следующие группы методов:
¨ методы сравнения различных совокупностей (оценка достоверности различий обобщающих коэффициентов, стандартизация интенсивных показателей);
¨ методы оценки взаимодействия (коэффициенты корреляции, регрессии);
¨ метод анализа динамики явления;
¨ метод статистического анализа.
Выбор названных методов согласуется с учебной программой предмета по этому разделу. Полученные при этом умения учета, статистической обработки, обобщения и анализа медицинских данных должны позволить студентам на высоком качественном уровне подходить к решению клинических и организационных лечебно-профилактических проблем.
В каждой рассматриваемой теме можно выделить основные структурные части: введение (актуальность темы); учебные цели в виде элементов профессиональной деятельности, подлежащих обязательному усвоению; перечень основных теоретических вопросов, подлежащих изучению, и краткие ответы на них с расшифровкой ключевых понятий и терминов; перечень источников учебной информации; набор ситуационных задач для проверки освоения поставленных целей-умений. Для большей успешности формирования умений в каждой теме приводятся различного рода схемы, алгоритмы, графы, методики расчета показателей и пр., выполняющие функции ориентировочной основы действий.
Пособие предназначено для студентов медицинских факультетов.
ТЕМА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Актуальность темы. Среди множестваметодов, которыми располагает социальная медицина и организация здравоохранения (исторический, социологический, экономического анализа, экспериментальный, медико-географический, экспертных оценок и др.), статистический метод занимает особое место. Это универсальный метод, которым пользуются во всех областях науки, техники, народного хозяйства, в том числе в медицине и здравоохранении. Пользуются там, где изучаются массовые явления.
Его значимость определяется не только количественным измерением изучаемых явлений, но и вскрытием причинно-следственных закономерностей этих явлений, поскольку стержнем метода является качественный статистический анализ, предусматривающий научную статистическую обработку материала с помощью специальных математико-статистических методов, а затем сравнение полученных результатов (сравнивают с нормами, нормативами, стандартами, среднереспубликанскими, среднеобластными показателями, с данными внутри изучаемой совокупности, в динамике и т.п.), оценку взаимодействия и интеграции изучаемых факторов, качественную оценку и объяснение результатов исследования и на этом основании разработку мер, направленных на улучшение состояния изучаемого явления.
|
|
В последнее время, с широким внедрением ЭВМ, метод приобретает особую значимость. Это метод, которым пользуются государственные статистические органы. К ним относится система учётно-отчётной информации о сети, кадрах и деятельности, постоянно собираемой во всех лечебно-профилактических и других учреждениях системы здравоохранения. Примером могут также быть и периодически проводимые государственные переписи населения. Специальные статистические исследования проводятся научно-исследовательскими и учебными заведениями, различными практическими учреждениями и органами здравоохранения. Особое место этот метод занимает в изучении здоровья населения – рождаемости, смертности и её причинах, младенческой и перинатальной смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности. Поэтому медико-статистический метод еще называют “методом социальной диагностики”.
Такой метод необходим врачу любой специальности. Участковому врачу, например, для оценки состояния здоровья населения обслуживаемого участка, состояния диспансеризации, противоэпидемической работы, цеховому врачу – для выяснения причин роста заболеваемости рабочих на цеховом участке, анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, ординатору стационара – для анализа работы своего подразделения, руководителю медицинского учреждения – для оценки здоровья различных контингентов обслуживаемого населения и т.п.
Владение методикой организации статистического исследования является обязательным умением практического врача. В связи с этим определим цели усвоения данной темы.
|
|
|
ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
(рекомендуемая литература)
1. Соціальна медицина та організація охорони здоров’я / Під ред. Вороненка Ю.В., Москаленка В.Ф. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 32-43.
2. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. Серенко А.Ф., Ермакова В.В. – М.: Медицина, 1984. – С. 102-113, 168-185.
3. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Лисицына Ю.П. – М.: Медицина, 1987. – Т.1. – С. 200-218.
4. Граф логической структуры содержания темы (приложение 1).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Методы социальной медицины и организации здравоохранения. Значимость статистического метода.
2. Схема организации статистического исследования.
3. Значение подготовительного периода в проведении исследования, его этапность.
4. Характеристика этапов:
§ требования к формулировке цели и задач исследования;
§ содержание программы исследования (программы наблюдения, программы разработки данных);
§ виды статистических таблиц и требования ГОСТа к их составлению и оформлению;
§ составление плана статисследования (методический, организационный разделы плана).
5. Этапность периода собственно статистического исследования и их характеристика.
6. Методика статистического анализа.
7. Практическое применение статистического метода в здравоохранении.