РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ
Последовательность расчета коэффициента ранговой корреляции отражена в табл. 10 и правилах, перечисленных после алгоритма.
Таблица 10
Алгоритм расчета коэффициента ранговой корреляции (р), его ошибки (mp) и коэффициента достоверности (tp)
Признак x | Признак y | Порядковые номера (ранги) для рядов | Разность между рангами (d=x′ – y′) | Квадрат разности (d 2) | Формулы для расчета | |
х′ | y′ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
∑ d2 |
1. Составить ряды из парных признаков (графы 1 и 2).
2. Каждую величину признака заменить ранговым (порядковым) номером – х′ и у′. (в тех случаях, когда имеется несколько одинаковых по величине чисел, порядковый номер обозначают средним числом из суммы очередных порядковых их номеров). Ранжировать значения обоих рядов в строго определенном направлении от меньшей величины к большей или от большей к меньшей (графы 3 и 4).
3. Определить разность между рангами для каждой пары членов ряда (по каждой строке) – графа 5.
|
|
4. Возвести в квадрат каждое из полученных значений разности между рангами и определить сумму квадратов разности рангов (åd²) – графа 6.
5. Подставить полученные данные в формулу и рассчитать коэффициент корреляции рангов – графа 7.
6. Подставить необходимые данные в формулу и рассчитать среднюю ошибку (mp) коэффициента ранговой корреляции – графа 7.
7. Подставить необходимые данные в формулу и рассчитать коэффициент достоверности (tp) – графа 7.
Методику расчета и оценки коэффициента корреляции рангов разберем на следующем примере (см. табл. 11).
Таблица 11
Данные о заболеваемости дифтерией жителей городов
Н-ской области и о выполнении плана профилактических прививок в отчетном году
Города | Заболеваемость дифтерией (на 100 чел.) | Выполнение плана профпрививок (в %) | Ранги | Разность рангов | Квадрат разности рангов | |
х | у | Х1 | У1 | d (х-у) | d2 | |
А | 3,29 | 86 | 1 | 8 | 7 | 49 |
Б | 3,21 | 82 | 2 | 10 | 8 | 64 |
В | 3,17 | 88 | 3 | 7 | 4 | 16 |
Г | 2,85 | 84 | 4 | 9 | 5 | 25 |
Д | 2,84 | 90 | 5 | 6 | 1 | 1 |
Е | 2,71 | 95 | 6 | 4 | 2 | 4 |
Ж | 2,23 | 100 | 7 | 1 | 6 | 36 |
З | 1,82 | 92 | 8 | 5 | 3 | 9 |
И | 1,80 | 98 | 9 | 2 | 7 | 49 |
К | 0,70 | 96 | 10 | 3 | 7 | 49 |
∑ d2 =302 |
Подставим полученные данные в формулу и рассчитываем коэффициент ранговой корреляции:
Рассчитаем среднюю ошибку (mp):
Рассчитаем коэффициент достоверности:
Условием достоверности коэффициента корреляции рангов, как, впрочем, и всех остальных коэффициентов корреляционной зависимости, является превышение коэффициента своей утроенной ошибки:
Таким образом, – 0,83>3×0,197 или – 0,83>0,591 т.е. полученные результаты достоверны.
|
|
Вывод. Полученный коэффициент корреляции рангов статистически достоверен. Следовательно, можно говорить о сильной, обратной связи между заболеваемостью дифтерией и процентом выполнения плана профилактических прививок. Заболеваемость выше в тех городах, где план профилактических прививок выполнен недостаточно.
При вычислении коэффициента корреляции по методу рангов бывают случаи, когда отдельные показатели ряда встречаются несколько раз. В этом случае порядковый номер каждого из них (ранг) определяется как средняя из сумм очередных порядковых номеров. Например, надо поставить порядковые номера (ранги) показателей возраста 10 студентов:
Возраст (годы), Х | 22 | 22 | 21 | 24 | 23 | 23 | 24 | 23 | 24 | 24 |
Ранги по величине показателей возраста проставляются следующим образом: возраст 21 год, его порядковый номер = 1. возраст 22 года встречается дважды, занимая по своей величине 2-е и 3-е места, поэтому порядковые номера в данном случае будут равны полусумме занимаемых этим возрастом мест – (2+3): 2=2,5, т.е. против каждого показателя возраста 22 года будет поставлен порядковый номер (ранг) 2,5. возраст 23 года встречается 3 раза, занимая 4-е, 5-е и 6-е места соответственно, т.к. 2-е и 3-е места использованы для возраста 22 года. Ранги для возраста 23 года будут равны – (4+5+6): 3=5, т.е. против каждого возраста 23 года необходимо поставить порядковый номер (ранг) 5. в целом ранги показателей возраста у студентов будут следующие:
Возраст (годы), Х | 22 | 22 | 21 | 24 | 23 | 23 | 24 | 23 | 24 | 24 |
Ранги | 2,5 | 2,5 | 1 | 7,5 | 5 | 5 | 7,5 | 5 | 7,5 | 7,5 |
МЕТОДИКА ВЫЧИСЛЕНИЯ