Земляное полотно следует проектировать в соответствии с Указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог исходя из условия сохранности геометрической формы земляного полотна и устойчивости дорожной одежды независимо от погодных условий и времени года. Конструкции земляного полотна надлежит принимать в зависимости oт категории дорог, типа дорожной одежды, местных природных условий, с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны и типов местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения в соответствии с указаниями главы СНиП II-Д.5-72.
Индивидуальные проекты земляного полотна разрабатывают:
для насыпей высотой более 12 м, сооружаемых из нескальных грунтов;
для насыпей на участках временного подтопления, а также в местах пересечения водоемов и водостоков;
для насыпей на болотах глубиной более 4 м или при меньшей глубине, когда не предусматривается выторфовывание, а также при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
для насыпей на участках со слабыми естественными основаниями, в том числе в местах размещения водопропускных устройств, а также при выходе ключей в пределах основания;
для выемок в нескальных грунтах при высоте откосов более 12 м и в скальных при высоте откосов более 16 м при благоприятных инженерно-геологических условиях;
для выемок при высоте откосов менее 16 м в скальных породах, имеющих наклон пластов в сторону полотна;
для выемок в глинистых переувлажненных грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5 или вскрывающих водоносные горизонты;
для выемок глубиной более 6 м, сооружаемых в глинистых пылеватых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием климатических факторов;
для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях (на косогорах круче 1: 3, на участках с наличием или возможным развитием оползней, оврагов, карста, обвалов, осыпей, селей, снежных лавин, наледей);
в случаях возведения земляного полотна из сильно набухающих глинистых грунтов;
при возведении земляного полотна с применением гидромеханизации или массовых взрывных работ.
Индивидуальные проекты следует разрабатывать также на водоотводные и дренажные устройства и сооружения.
Земляное, полотно внутризаводских автомобильных дорог следует проектировать с учетом общих требований, изложенных в настоящем разделе, в увязке с проектами вертикальной планировки, водоотвода, принятыми типами поперечных профилей промышленной площадки, с расположением железных дорог и инженерных сетей.
Укрепление поверхности земляного полотна и водоотводных сооружений необходимо предусматривать в проектах с целью предохранения полотна от разрушающего воздействия природных факторов. Тип укрепления следует назначать с учетом:
вида укрепляемого сооружения и его размеров;
грунтов, слагающих откос и его основание;
климатических, топографических и гидрологических условий;
наличия местных материалов для укрепительных работ;
заданных сроков строительства и результатов технико-экономических расчетов.
Укреплению подлежат следующие элементы:
обочины земляного полотна из всех грунтов, кроме скальных и крупнообломочных;
откосы земляного полотна и регуляционных сооружений;
откосы и дно водоотводных сооружений.
Обочины укрепляют укладкой дерна в виде лент вдоль бровки полотна, покрытием галечно-гравийным и другим дренирующим материалом или отходами асбестодобывающих предприятий слоем 5-10 см, покрытием грунтами, обработанными вяжущими материалами, обработкой грунта химическими добавками и вяжущими материалами.
Создание искусственного дернового покрова посредством засева семенами многолетних трав следует считать основным видом укрепления откосов.
Тип покрытия и конструкцию дорожной одежды следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава транспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
Типы, наименование основных покрытий, материалы и способы их укладки, а также область применения приведены в главе СНиП II-Д.5-72.
При расчете дорожной одежды автомобильных дорог рекомендуется пользоваться методикой расчета, разработанной государственным проектным институтом Союздорпроект и помещенной в проекте Типовые проектные решения (серия 503-0-11. Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР, 1976). Типы рекомендуемых дорожных одежд из указанного проекта приведены в табл. 19.13.
Таблица 19.13
Типы дорожных одежд
Условный номер типа дорожной одежды | Материал покрытия (или его слоев I и II) | Материал слоев основания | Схема покрытия | Общий модуль деформации, МПа, (кгс/см2) | Число расчетных автомобилей в сутки на одну полосу | |||||||||||||
верхних III | нижних IV | |||||||||||||||||
А. Усовершенствованные капитальные типы покрытий для дорог I-III категорий | ||||||||||||||||||
А-1-0 | Асфальтобетон (два слоя) | См. примечание 1 | 9-17; 19-22; 24; 25 | 280-240 (2800-2400) | 1000 | |||||||||||||
А-1-1 | То же | 1 | 9-22, 24-27 | 270-240 (2700-2400) | 1000 | |||||||||||||
А-1-2 | 2 | 9-22, 25-27 | ||||||||||||||||
А-1-3 | 3 | 9-22, 24, 25 | ||||||||||||||||
А-1-4 | 4 | 9-22, 25-27 | ||||||||||||||||
А-1-5 | » | 5 | 9-22, 24-27 | 255-240 (2550-2400) | 1000 | |||||||||||||
А-1-6 | 6 | 9-22, 25-27 | ||||||||||||||||
А-1-7 | 7 | 9-22, 25 | ||||||||||||||||
А-1-8 | 8 | 9-22, 25-27 | ||||||||||||||||
А-2-1 | Асфальтобетон (один слой) | 1 | 9-17; 19-22; 25 | 280-210 (2800-2100) | 500 | |||||||||||||
А-2-2 | 2 | 9-17; 19-22; 25 | ||||||||||||||||
А-2-3 | 3 | 9-17; 19-22; 25 | ||||||||||||||||
А-2-4 | 4 | 9-17; 19-22; 25 | ||||||||||||||||
Б. Усовершенствованные облегченные типы покрытий для дорог III-IV категорий | ||||||||||||||||||
Б-3-0 | Асфальтобетон горячий типа Б или Д, марки III, IV | См. примечание 1 | 9-22; 25 | 255-155 (2550-1550) | 1500-500 | |||||||||||||
Б-4-0 | Асфальтобетон теплый типа Б или Д, марки II-III | |||||||||||||||||
Б-5-0 | Щебень фракционированный, обработанный вязким битумом | |||||||||||||||||
Б-6-1 | Асфальтобетон холодный типа Бх или Вх, марки I, II | 5 | 9-23 | 255-155 (2550-1550) | 1000-500 | |||||||||||||
Б-6-2 | 6 | |||||||||||||||||
Б-6-3 | 7 | |||||||||||||||||
Б-6-4 | 8 | |||||||||||||||||
Б-7-0 | Асфальтобетон горячий типа Б, В или Д, марки IV | См. примечание 1 | 9-22 | 255-150 (2550-1500) | 500 | |||||||||||||
Б-8-0 | Щебень фракционированный, обработанный вязким битумом по способу пропитки | |||||||||||||||||
Б-9-0 | Щебень фракционированный, обработанный жидким битумом | |||||||||||||||||
Б-10-0 | Асфальтобетон теплый типа Б, В или Д, марки III, IV | |||||||||||||||||
Б-11-0 | Песок, обработанный битумной эмульсией в сочетании с цементом | |||||||||||||||||
В. Переходные типы покрытий для дорог IV категории | ||||||||||||||||||
В-12-0 - В-23-0 | Материалы нижнего IV слоя основания, укрепленные двойной поверхностной обработкой | См. примечание 1 | 11; 12; 14-23 | 95 (950) | 500 | |||||||||||||
В-24-0 - В-33-0 | То же | То же | 9-18 | 95 (950) | 500 | |||||||||||||
Г. Низшие покрытия для дорог V категории | ||||||||||||||||||
Г-34-0 | Грунт, укрепленный песчано-глинистыми добавками толщиной 20-35 см (по оси полотна) | - | - | - | Менее 200 | |||||||||||||
Г-35-0 | Грунт, укрепленный щебнем, шлаком, гравием или дресвой толщиной 20-35 см (по оси полотна) | - | - | - | ||||||||||||||
Г-36-0 | Грунт, укрепленный известью толщиной 20-25 см (по оси полотна) | - | - | - | ||||||||||||||
Примечания к табл. 19.13. 1. В покрытиях А-1-0, Б-3-0, Б-4-0, Б-5-0, Б-7-0, Б-8-0, Б-9-0, Б-10-0, Б-11-0, В-12-0 - В-23-0, В-24-0 - В-33-0 нет верхнего слоя III основания.
2. Материалнижнего слоя V основания - везде песок.
3. Все числовые данные даны для II климатической зоны и I типа местности по характеру и степени увлажнения; толщина слоев на схемах покрытий дана в сантиметрах.
4. Материалы, входящие в верхний слой III основания:
1 - горячий щебеночный пористый асфальтобетон;
2 - подобранные щебеночные материалы, обработанные битумной эмульсией в сочетании с цементом;
3 - фракционированный щебень, обработанный вязким битумом;
4 - подобранные щебеночные материалы, обработанные битумной эмульсией;
5 - горячий гравийный пористый асфальтобетон;
6 - подобранные гравийные материалы, обработанные битумной эмульсией в сочетании с цементом;
7 - фракционированный щебень, обработанный вязким битумом по способу пропитки;
8 - подобранные гравийные материалы (с добавлением 30 % щебня), обработанные битумной эмульсией.
5. Материалы, входящие в нижний слой IV основания:
9 - подобранные щебеночные материалы, укрепленные цементом в количестве 5-7 %;
10 - подобранные гравийные материалы, укрепленные цементом в количестве 6-7 %;
11 - подобранные щебеночные материалы, укрепленные золами уноса, золошлаковыми смесями или гранулированными шлаками в количестве 20 % в сочетании с 4-6 % цемента;
12 - подобранные гравийные материалы, укрепленные золами уноса, золошлаковыми смесями или гранулированными шлаками в количестве 20 % в сочетании с 5-6 % цемента;
13 - грунты, укрепленные минеральными вяжущими (I класс прочности);
14 - подобранные гравийные материалы, укрепленные цементом в количестве 4-5 %;
15 - подобранные гравийные материалы, укрепленные золами уноса, золошлаковыми смесями или гранулированными шлаками в количестве 20 % (в сочетании с 4-5 % цемента);
16 - гравийно-песчаные смеси, укрепленные цементом в количестве 6-8 %;
17 - гравийно-песчаные смеси, укрепленные золами уноса, золошлаковыми смесями или гранулированными шлаками в количестве 20 % в сочетании с 5-7 % цемента;
18 - грунты, укрепленные минеральными вяжущими (II класс прочности);
19 - пески, укрепленные цементом в количестве 5-6 %;
20 - пески, укрепленные золами уноса, золошлаковыми смесями или гранулированными шлаками в количестве 20 % в сочетании с 4-5 % цемента;
21 - подобранныегравийные материалы, укрепленные гранулированными шлаками в количестве 20-30 %;
22 - золошлаковые смеси, укрепленные цементом или известью в количестве 5-6 %;
23 - грунты, укрепленные минеральными вяжущими (III класс прочности);
24 - тощий цемент низких марок (75, 100 или 125);
25 - слой из фракционированного щебня, из естественного камня, гравия или шлака, устраиваемые по способу заклинки;
26 - подобранные щебеночные материалы;
27 - подобранные гравийные материалы (с добавлением 30 % щебня).
Согласно общему народнохозяйственному значению автомобильных дорог и характеру перевозок по ним автомобильные дороги, связывающие железнодорожные станции и узлы с автомобильными дорогами общей сети, и внутристанционные автомобильные дороги относятся к дорогам III-V категорий (см. табл. 19.1).
Типы дорожных покрытий (согласно табл. 25 главы СНиП II-Д.5-72) для автомобильных дорог III-V категорий приведены в табл. 19.14.
Таблица 19.14