1.Предмет психологической науки и ее объект.
2.Место психологии в системе наук и междисциплинарные связи.
3.Теоретические и практические задачи психологии, традиционные и актуальные.
4.Психологическая наука и общественная практика.
5.Отрасли психологии.
6.Психология труда и профессиональной деятельности.
7.Соотношение общей и социальной психологии.
8.Предмет и область исследований социальной психологии.
9.Виды психических явлений и принципы их классификации.
10.Психические процессы и состояния, их влияние на деятельность.
11.Образное отражение: ощущение, восприятие, представление.
12.Мышление как процесс опосредованного знаниями и жизненным опытом высокообобщенного познания.
13.Интеллект как совокупность всех познавательных процессов человека и его познавательной мотивации.
14.Интеллект как свойство индивидуальности.
15.Типы интеллекта по преимущественному развитию вида мышления: образный и аналитический; по направленности на объект: практический, социальный, абстрактный.
16.Свойство креативности в структуре интеллекта.
17.Эмоция как переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
18.Эмоции и потребности.
19.Высшие чувства.
20.Психологическая защита.
21.Значение эмоций в регуляции поведения и деятельности.
22.Классификация потребностей.
23.Потребности материальные и духовные (социальные и познавательные).
24.Потребности сохранения (гомеостатические) и потребности развития.
25.Теория потребностей Маслоу.
26.Развитие потребностей.
27.Воля как высший уровень психической регуляции.
28.Общее понятие о воле.
29.Непроизвольная, произвольная и волевая регуляция поведения и деятельности; их соотношение. Речемыслительное регулирование и произвольные действия.
30.Волевое усилие и волевые действия.
31.Внимание как общая активность и избирательная сосредоточенность сознания.
32.Двигательное, сенсорное, перцептивное и интеллектуальное внимание. Произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.
33.Свойства внимания.
34.Внимание как регулятор психической деятельности.
35.Память как сквозной познавательный психический процесс, обеспечивающий единство сознания и личности. Память произвольная и непроизвольная.
36.Процессы памяти: запоминание, сохранение, вспоминание (узнавание и воспро- изведение), забывание.
37.Память двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Память кратковременная, долговременная, оперативная. Индивидуальные особенности памяти.
38.Макроструктурное психологическое описание человека. Понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.
39.Личность как совокупность психических свойств. Психологическая структура личности и взаимосвязь ее элементов.
40.Компоненты структуры личности: темперамент, характер, способности, направленность и особенности самосознания.
41.Самосознание личности как основа сознательной саморегуляции своего поведения, мыслей, чувств, усилий, деятельности. Самоотношение и самооценка.
42.Единство биологического и социального в природе человека. Биологическая и социальная детерминация возрастного и индивидуального развития человека.
43.Понятие сензитивных периодов развития.
44.Природная основа личности: конституция, нейродинамика, задатки.
45.Социальные условия формирования личности. Общественно-историческая обусловленность личности.
46.Темперамент как характеристика врожденных динамических особенностей пси- хической деятельности индивида.
47.Ведущие компоненты темперамента: общая активность, особенности двигатель- ной и речедвигательной деятельности, эмоциональность.
48.Физиологическая основа темперамента — тип высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темперамента.
49.Типы темперамента.
50.Созревание темперамента.
51.Характер как прижизненно сформированное устойчивое сочетание индивиду- альных психологических особенностей человека, обусловливающее типичный для данного субъекта способ поведения в определенных ситуациях.
52.Связь характера с темпераментом.
53.Характер как единство индивидуального и типического. Понятие типа и черт характера.
54.Характер как система отношений человека к действительности.
55.Воля как компонент характера. Волевые черты характера.
56.Способности — индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективным условием успешного осуществления определенного вида деятельности. Индикаторы способностей (высокие результаты деятельности, быстрота и легкость обучения, выраженные индивидуально-стилевые особенности).
57.Происхождение и развитие способностей в процессе обучения деятельности на основе врожденных задатков. Соотношение способностей и задатков.
58.Индивидуальные стили деятельности.
59.Проблема диагностики способностей. Отличие способностей от умений и навыков. Диагностика типа и уровня способностей.
60.Общие способности, специальные способности: талант, одаренность, гениальность. Направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
61.Направленность личности как система целей, мотивов, субъективных отношений к действительности.
62.Общение как сложный, многогранный и многоканальный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей; как взаимный активный обмен индивидуально- личностным содержанием. 63.Общественные и межличностные отношения.
64.Единство общения и деятельности. Функции общения.
65.Значение общения для здоровья и счастья человека.
66.Роль общения в формировании личности.
67.Виды общения. Структура общения.
68.Психологические способы воздействия в процессе общения.
69.Понятие «малая группа». Границы малой группы. Классификация малых групп.
70.Межгрупповые отношения и взаимодействия.
71.Динамические процессы в малой группе.
72.Феномен группового давления.
73.Групповая сплоченность. Групповая динамика.
74.Лидерство и руководство. Стили лидерства.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: