Древнее Царство. Парною. Лувр

 

Пышной архитектуре Нового Царства соответствовала зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утончённой стилизации. В духе реалистической портретности выдержаны статуи фараонов XVIII династии и женские головы, сочетающие портретную выразительность с чертами художественной идеализации. Наконец, высокого развития достигла в эту эпоху и книжная иллюстрация. Таковы тончайшие рисунки на папирусах с текстами из «Книги мёртвых» (папирус Ани в Бритарюком музее). Искусство XVIII династии достигло своего зенита в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу изменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. В эту эпоху возникло своеобразное, искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой более острой выразительностью, причём резкий портретный натурализм, доходивший порой до утрированного шаржа и гротеска, подвергся утончённой линейной стилизации. Эти моменты отражены как в чертах лица луврского бюста Эхнатона, головы Нофертити или головы колосса Эхнатона, так и в трактовке тела, образцом которой являются торсы Эхнатона и Нофертити. Хотя амарнское искусство является эпизодом в истории египетской культуры, однако оно наложило некоторый отпечаток на дальнейшее развитие египетского искусства. Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого искусства плавная текучесть линий, заметны в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети I в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков в Государственном Музее Изобразительных Искусств в Москве.

 

 

 

Статуя Аменемхета III из Хавары.

Известняк. Каирский музей.

 

 

 

Голова озирийской статуи царицы Хатшепсут из её храма в Дейр-эдь-Бахри.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: