Профессиональное выгорание и сотравматизация. Причины профессионального выгорания и сотравматизации

Исследование причин развития этого недуга привело к открытию особой формы стрес­сового воздействия — «стресса общения»; само же болезненное явление получило до­статочно выразительное название: «выгорание персонала» или просто «выгорание». Его основную причину видели в психическом, эмоциональном переутомлении. Жертвами «выгорания» в первую очередь становятся, как это ни парадоксально, пси­хотерапевты, врачи, учителя, представители «помогающих» профессий, сотрудники правоохранительных органов, продавцы. Трехфакторная модель (К. Маслах и С. Джек­сон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоци­ональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружа­ющих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отноше­нию к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.

Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может про­являться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональ­ные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длитель­ного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего — эмоциональной. В развитии синдрома профессионального выгорания выделяет следующие главные фазы.

1. Предупреждающая фаза

а)      Чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов.

б)      Истощение: чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а)      По отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия кол­лег и переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении по отношению к со­трудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б)      По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; цинич­ные оценки.

в)      По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обя­занности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворен­ности работой.

г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.

3. Эмоциональные реакции

а)      Депрессия: в постоянное чувство вины, снижение самооценки; я безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б)      Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а)      Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности вы­полнить сложные задания; ригидность мышления, отсутствие воображения.

б)      Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; сниже­ние эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции. Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкрет­ному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

Психосоматические реакции: снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахи­кардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

Разочарование: отрицательная жизненная установка; чувство беспомощности и бес­смысленности жизни; экзистенциальное отчаяние.

Таким образом, по мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только в профессиональном общении.

«Выгорание — плата за сочувствие» — такое название дала своей книге американский психолог Кристина Маслах, описавшая свои обширные исследования этого синдрома. Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса: нервное (тревожное) на­пряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизиру­ющая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопро­тивление оказалось неэффективным. Нервное (тревожное) напряжение служит пред­вестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгора­ния. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов: 1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессио­нальной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не риги­ден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельс­тва, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимае­мой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обс­тоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающе­гося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психоло­гической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопро­тивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряже­ния. Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разни­цу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнера­ми, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутс­твие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничи­вает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контак­тов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслу­живают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающей­ся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профес­сиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, ко­торые требуют эмоциональных затрат.

5. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Симптом «эмоциональной отстраненности». Особенно опасна демонстративная форма эмоци­ональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «напле­вать на вас».

6. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозо- подобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.

7. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений. Данный стерео­тип эмоционально восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних.

Внешние факторы, провоцирующие выгорание:

— хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность

— дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвес­тны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с ко­торым связана профессиональная деятельность, например, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день

— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности

— психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:

— склонность к эмоциональной ригидности.

— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств професси­ональной деятельности.

— слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Теперь перейдем к поведенческим проявлениям, то есть симптомам эмоционального выгорания; Каковы они и как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы важно подчеркнуть очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом.

Оно может проходить через следующие три стадии.

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и све­жести переживаний.

Вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Затем человек перестает получать положительные ощущения от общения с природой. Появляется некоторая от­страненность в отношениях с членами семьи. Даже любимая раньше еда становится невкусной и пресной.

Вторая стадия «выгорания» характеризуется возникновением недоразумений с кли­ентами. Вначале они скрытые. Начавший «выгорать» профессионал лишь в кругу своих коллег с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиен­тах. В последующем неприязнь к клиенту проявляется уже в его присутствии. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда «тормоза ослабевают» окончательно и раздражение выплескивается непосредственно на голову озадаченного клиента. Трудно даже представить степень недоумения человека, обра­тившегося в организацию, сотрудники которой призваны проявлять участие к людям, оказывать им душевную поддержку, и вдруг встречающего ничем не мотивированную раздражительность и злобу. А между тем подобное поведение профессионала нередко бывает лишь проявлением инстинкта самосохранения при потерях энергии, превыша­ющих безопасный для организма уровень.

Третья стадия «выгорания» считается наиболее серьезной, так как в этом случае при­тупляются представления индивида о ценностях жизни. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю рес­пектабельность и некоторый апломб, но его глаза полностью теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: