Период Высокого Возрождения

Период Высокого Возрождения охватывает конец XV - первую половину XVI в. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и ясностью пропорций, изяществом деталей, изысканной отделкой, орнаментацией карнизов, окон, дверей, фресковыми росписями в интерьерах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к величию, подобающему столице Католического мира. Поэтому период первой четверти XVI века в истории итальянской архитектуры именуют римским классицизмом.

В архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мepe становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст (между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость: наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера — римско-дорический и тосканский, а тонко разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля. Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы.

Рим – центр культуры

Центром культуры становится Рим — резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. В Риме проводятся огромные строительные работы. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела опыт возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии. При дворе вступившего на престол в 1503г. гуманиста папы Юлия II работали наиболее выдающиеся архитекторы - среди них Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Антонио да Сангалло и др.

Донато д'Анджело Браманте

Главным представителем этого периода в римской архитектуре был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. На композицию круглого храма Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме (1503) Браманте вдохновили древнеримские толосы (ротонды). Браманте был одним из авторов проекта Палаццо делла Канчеллериа, комплекса Бельведера Ватиканского дворца, он составил план Собора Святого Петра в Риме и начал его строительство. Индивидуальный стиль Браманте и его последователей определял развитие итальянской архитектуры на протяжении всего XVI века.

Дворец Канцелярии

Приписываемое Браманте здание Канчеллерии (начато в 1483г.) (главной папской канцелярии) в Риме - одно из выдающихся дворцовых зданий - представляет собой огромный параллелепипед с прямоугольным двором, окруженным аркадами. Гармоничная композиция фасадов развивает принципы, заложенные в палаццо Руччелаи, однако общий ритмический строй создает более сложный и торжественный образ. Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Большое значение приобрели в композиции ритмично расположенные

пластические акценты, создаваемые крупными проемами и обрамляющими их наличниками. Еще более четким стал ритм горизонтальных членений.

Темпьетто

Среди культовых построек Браманте выделяется небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монтррио, называемая Темпьетто(1502г.) - здание, находящееся внутри довольно тесного двора, которое предполагалось окружить круговой в плане ордерной аркадой.

Часовня представляет купольную ротонду, окруженную римско-дорической колоннадой. Здание отличается совершенством пропорций, ордер трактован строго и конструктивно. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Контраст между монолитным ядром ротонды и колоннадой, между гладью стены и пластикой глубоких ниш и пилястр подчеркивает выразительность композиции, полной гармонии и завершенности. Несмотря на малые размеры, Темпьетто - производит впечатление монументальности. Уже современниками Браманте эта постройка признавалась одним из шедевров архитектуры.

Развитие градостроительной теории в период Высшего Возрождения

Зарождение и развитие новых принципов в градостроительном искусстве Италии XV-XVI вв. было связано с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе этого периода. Именно в Италии, точнее в городах северной и средней Италии, ранее других стран начали появляться первые признаки раннекапиталистических отношений, носителями которых были наиболее активные и предприимчивые представители городской буржуазии.

Культура эпохи Возрождения не была простым копированием античных образцов. Во всех областях искусства, включая и градостроительство, мастера эпохи Возрождения заимствовали из прошлого лишь наиболее характерные и необходимые черты: гуманизм, рационализм, жизнерадостность. Применительно к области градостроительства это выразилось как предпочтение регулярной планировочной системы и стремление к гармонизации архитектурной и городской среды посредством возрождения архитектурных ордеров и пропорционирования городских пространств.

Для градостроительного искусства эпохи Возрождения свойственно было параллельное развитие теоретической мысли и практической деятельности. В некоторых областях, например в осмыслении модели города нового типа, теория обгоняла практику, однако в целом они развивались синхронно и зачастую градостроители Ренессанса совмещали в себе роль теоретиков и практиков. Никогда еще город как социальное и архитектурно-планировочное целое не подвергался столь тщательному и всестороннему изучению, как в этот период. Это подтверждается обилием трактатов, посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Тема так называемого «идеального города» прочно вошла в градостроительную теорию XV-XVI вв.

Авторы идеальных городов видели в своих схемах не готовые проекты, по которым можно было бы спланировать какой-либо конкретный город, а скорее графически изображенную идею или концепцию города. Они считали, что строительство конкретных сооружений должно производиться тогда, когда город в основных своих чертах уже намечен на местности. Таков был метод проектирования того времени.

Авторы теоретических трактатов хорошо представляли себе функциональную базу городов своего времени. Они рассуждали о размещении городов с экономической, гигиенической, оборонной и эстетической точек зрения. Они искали оптимальное размещение жилых кварталов, религиозных, торговых и общественных центров, садов и парков на городской территории и рассуждали о социальном и профессиональном составе городского населения.

Особую ценность представляет эстетическая сторона теоретических рассуждений мастеров эпохи Возрождения. Все теоретики занимались такими проблемами, как композиция, гармония, красота, пропорции, и рассматривали эти категории применительно к городу и его элементам. Они формулировали художественные принципы города нового типа, планировке которого свойственны были рационализм, геометрическая ясность планировочной схемы, центричность композиции и гармония между целым и частями.

В основе всех рассуждений архитекторов Возрождения находился Человек с его материальными и духовными интересами. Внимание к человеческой личности было столь пристальным, что даже архитектурные сооружения часто сопоставлялись с человеческим телом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: