1. Дайте определение политического процесса.
2. Как соотносятся понятия “политический процесс”, “политическая ситуация”, “политическое событие”?
3. Назовите основные этапы функционирования политического процесса. Раскройте их особенности в современной России.
4. Каковы основные режимы (состояния) политического процесса? В рамках какого режима функционирует политический режим в России?
5. Кто является субъектами политического процесса? Есть ли особенности в характеристике субъектов политического процесса в современной России?
6. Какой способ реализации политического процесса характерен для российского общества с середины 80-х годов до начала 90-х годов? В 90-е годы?
7. Попробуйте составить схему с указанием лиц, пришедших к политической власти в России, каким образом они к ней пришли и как они ее используют в политическом процессе России?
8. В чем особенности политического процесса в России?
9. Перечислите основные факторы, оказывающие решающее воздействие на политический процесс в современном российском обществе.
Тема 4.3. Политическое прогнозирование
Политика и предвидение. Общая характеристика предвидения. Основания предвидения. Научное предвидение. Специфика социального предвидения. Необходимость прогнозирования. Роль политика в предвидении.
Политический прогноз: сущность, основные принципы, сферы применения. Объективные основы, цели и задачи прогнозирования. Функциональное назначение политического прогноза. Типы прогнозов: поисковый, нормативный, аналитический и предостерегающий.
Инструментарий политического прогнозирования. Принципы прогнозирования. Средства осуществления прогнозов. Методологические основы политического прогнозирования. Характеристика основных методов политического прогнозирования. Важнейшие параметры прогнозирования. Этапы политического прогнозирования. Основные методики анализа внутренней и внешней политической обстановки.
Задания для самостоятельной работы
1. Определите основные причины, в силу которых общество заинтересовано в политическом прогнозировании.
2. Назовите и охарактеризуйте организационно-технические элементы, обеспечивающие высокое качество прогноза.
3. Раскройте содержание методики анализа внутренней политической обстановки.
4. Составьте примерный перечень параметров прогнозирования, характеризующих внутреннее состояние государства и его положение на международной арене. Определите среди них основные параметры.
5. Спрогнозируйте развитие политической ситуации в России в случае победы на президентских выборах кандидатов от различных политических сил.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
Выполняя первое задание, следует обратить внимание на объективные основы, цель и основные задачи политического прогнозирования.
Анализируя организационно-техническую сторону политического прогноза, рассмотрите основные этапы этого процесса, выявите их специфику и обоснуйте выбор сил и средств, необходимых на каждом этапе.
Выполнение третьего задания следует начать с определения понятия “политическая обстановка”, определить ее структуру, характерные черты, основные типы. Затем следует сравнить методики анализа внутренней и международной политической обстановки, выявить общие элементы и различия.
Выполнение четвертого и пятого заданий завершите описанием наиболее желательной (по Вашему мнению) ситуации в России. Назовите главные проблемы, с которыми общество столкнется при наиболее вероятном развитии событий и укажите меры, которые необходимо предпринять, чтобы добиться наиболее желательного конечного результата.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Общая характеристика предвидения. Как соотносятся политика и предвидение?
2. В чем сущность политического прогнозирования?
3. Раскройте содержание политического прогнозирования.
4. Каковы научные основы и условия политического прогнозирования?
5. Каковы цели, задачи и объективные основы политического прогнозирования?
6. Основные принципы и функции политического прогнозирования.
7. Каковы основные типы политического прогнозирования и их характеристика?
8. Основные методы политического прогнозирования.
9. Разработка прогноза: основные этапы и проблемы точности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
2. Положение о балльной системе оценки успеваемости обучающихся Российской таможенной академии.
3. Руководство по оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии.
4. Методические указания по выполнению контрольных работ.
5. Положение о самостоятельной работе обучающихся в Российской таможенной академии.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
Таблица 4
Этапы формирования компетенций
Код компетенции | Этап формирования компетенции |
ОК-2 | 2 |
ОК-3 | 2 |
ОК-6 | 2 |