Галфвинд, или полветра

Курс парусного судна по отношению к направлению ветра, при котором ветер дует под углом 80-100° по отношению к курсу судна, ветер дует перпендикулярно курсу судна.

Гальюн

Туалет на судне.

Гичка

Лёгкая и узкая шлюпка, предназначенная для разъездов капитана и офицеров торговых судов.

Диаметральная плоскость (дп) судна

Вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.

Дифферент

(фр. Difference) — разница углубления судна в воде между кормой и носом. Дифферент на корму обычно делается для придания судну лучшей поворотливости. Дифферент на нос, наоборот, ухудшает поворотливость и придает судну некрасивый вид. Если судно имеет дифферент на нос, то моряки говорят: «судно сидит в воде свиньей».

Драить, надраивать

Туго натягивать, в переносном смысле — оттирать, очищать что-нибудь. Например, моряки говорят: «драить медяшку», что значит начищать до блеска медные детали.

Дрейф

(фр. Derive) — отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влияние ветра, течения, сильной волны и напора льда. Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия на другие - пятилось назад, вследствие чего судно держится почти на месте.

Дрек

Шлюпочный якорь.

Дректов

Якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

Есть

Слово заменяющее на флоте ответы: хорошо, слушаю, понял, будет исполнено. Происходит от английского слова yes (да).

Живучесть

Способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.

Загребной

Ближайший к рулевому гребец, по нему равняются все остальные гребцы шлюпки.

Зыбь, мертвая зыбь

Пологое волнение без ветра, иногда может достигать крупных размеров; бывает или после продолжительного ветра, когда море не может сразу успокоиться, или перед ветром, когда по соседству дует сильный ветер и гонит перед собой волну. Мелкая зыбь, или рябь — малое волнение.

Зюйдвестка

Широкополая морская непромокаемая шляпа.

Идти

Судно идет, его экипаж, принимающий участие в движении корабля, также идет. Пассажиры, которых везут моряки, едут. Например, пассажир сообщит: «я еду на корабле», а моряк же скажет: «я иду на корабле».

Кабельтов

(голл. Kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины.

Каболка

Толстая нить, из которой свиваются тросы, которые состоят из прядей, а пряди из каболок.

Камбуз

(голл. Kombuis) — судовая кухня.

Канат

Канатом назывались самые толстые тросы, привязывающиеся к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто называют цепным канатом или просто якорным канатом.

Киль

(англ. Keel) — продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры.

Кильсон

Внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.

Кильватер

1) струя за кормой идущего судна; 2) строй судов идущих друг за другом в одной линии с одинаковым расстоянием между ними. Идти в кильватер — значит идти вслед за впереди идущим судном.

Киса

Мешок для хранения парусов и инструментов.

Клевант

1) конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался; 2) небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине; употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.

Клетень, клетневка

Предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где от подвергается постоянному трению.

Кливер

1) один из косых парусов на бушприте кораблей; 2) передний парус шлюпки.

Кница

Треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна. В шлюпке металлическими кницами крепятся банки. В корме шлюпки расположены также две кницы, на которых при движении на вёслах сидят старшина и командир шлюпки. Поэтому они часто называются старшинскими кницами.

Кок

Судовой повар.

Компас

(голл. Kompass) — основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идет судно.

Компасный курс

Курс судна по компасу.

Конец

1) снасть небольшой длины на судне; 2) собственно конец любой судовой снасти. Подать конец — значит перебросить его на причал или другое судно, выбрать конец — значит принять его обратно.

Конец коренной

Условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой

Условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Корма

Задняя оконечность судна.

Коса

Низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря.

Коуш

Металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кранец

Обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или другое судно.

Крен

Наклон судна на бок, измеряется в градусах дуги инструментом, называемым кренометром.

Кренгельс

Кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы вделываются в шкаторины парусов для ввязывания галсов и шкотов при взятии рифов.

Круче держать

Держать ближе к направлению ветра.

Курс судна

Горизонтальный угол между северной частью меридиана и дп судна по направлению его движения.

Курсовой угол

Горизонтальный угол между носовой частью дп судна и направлением на какой-либо предмет (др. Судно, маяк и т.п.). Курсовой угол отсчитывается от 0 до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта.

Лавировать

Двигаться вперед зигзагами против ветра.

Лаг

1) инструмент для измерения пройденного расстояния в скорости хода; 2) борт корабля. Например, отшвартоваться лагом (т.е. Боком) к пристани, к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.

Левентик

Положение парусов, когда они не надуты и трепещут от дующего им в кромки ветра.

Лежать в дрейфе

Остановить ход судна и держаться на месте, не отдавая якоря, расположив соответствующим образом паруса или маневрируя машинами.

Лейка

Деревянный или пластмассовый черпак для откачивания воды из шлюпки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: