Завершая свои исследования по теории симпатии19, Шелер дает общий обзор вклада современных психологов и философов в решение проблемы интерсубъективности и задается вопросом, почему достигнутые ими результаты столь неудовлетворительны. Он приходит к заключению, что провал всех попыток подступиться к этой теме вызван отсутствием ясного разграничения заключенных в ней разных проблем и незнанием той последовательности, в которой эти проблемы следует ставить. Поэтому первую задачу он видит в том, чтобы составить перечень вопросов, на которые необходимо ответить. В этот перечень он вносит шесть вопросов20:
1) Является ли связь между одним человеком и другим просто фактуальной связью или понятие человека уже предполагает общество, причем совершенно независимо от фактического существования конкретного эго в конкретном социальном мире (онтологическая проблема)?
2) (а) По какой причине я (например, автор этих строк) твердо придерживаюсь веры в то, что другие люди и их сознательная жизнь на самом деле существуют? (б) Более того, каким образом мне вообще доступна реальность сознания другого (логико-эпистемологическая проблема)?
|
|
3) Какие индивидуальные переживания должны быть заранее предположены и какая деятельность сознания должна рассматриваться как уже свершившаяся, прежде чем вообще сможет появиться знание об альтер эго (проблема конституирования)?
206
207
Например: предполагает ли знание о сознании других людей самосознание? Предполагает ли оно знание Природы в смысле реального внешнего мира? Предполагает ли знание психической и умственной жизни других людей апперцепцию тела другого и интерпретацию его как области экспрессии? И так далее. Между тем, на вопросы такого рода21 невозможно ответить решениями, достоверными лишь применительно к установкам и переживаниям хорошо образованного взрослого человека, живущего в западной цивилизации нашего времени. Ответы должны быть достоверны вне зависимости от этих случайных факторов. Это вопросы не эмпирической, а трансцендентальной психологии. (4) Эмпирическо-психологические проблемы понимания других людей – проблемы совершенно иного рода. Любая разновидность эмпирической психологии заранее предполагает не только то, что другие люди действительно существуют, но и то, что организация их сознания позволяет им удерживать в памяти их восприятия, внешние и внутренние переживания, ощущения, чувства и т.д.; кроме того, заранее предполагается, что люди могут передавать свои переживания с помощью высказываний и что эти высказывания поддаются пониманию22. А в той мере, в какой «эмпирическая психология» может быть принята как эквивалент «экспериментальной психологии», она, помимо уже названного, предполагает объективируемость психического как такового и заключает в себе недостаточно обоснованное допущение, что одни и те же психические события могут повторяться у множества субъектов и могут быть воспроизведены в эксперименте. Однако Личность и ее акты не могут быть объективированы; экспериментам доступна только та часть человеческого существования, которая относится к уровням, расположенным ниже царства разума и свободы. Ведь Личность и ее внешние проявления не открыты восприятию в том смысле, в каком открыты ему объекты природы. Личность наделена свободой воли. В ее власти выбирать, раскрыть ли ей свои поступки или скрыть, т.е. хранить ли ей молчание, а это совершенно иное, нежели просто не говорить вслух. Природа не может утаивать себя, а следовательно, не может утаивать себя и человек в той мере, в какой принадлежит Природе его одушевленное существование. Она с необходимостью открыта для исследования, и чистые акты животного существования внешне проявляют себя – по крайней мере, в принципе – в соматическо-физиологических событиях, которые с ними коррелируют.
|
|
(5) Метафизические проблемы, заключенные в теории альтер эго. Есть некоторое единство стиля между базисными метафизическими допущениями и логико-эпистемологическим подходом к проблеме интерсубъективности. Например, так называемая «теория логического вывода» совместима лишь с вполне определенной метафизической позицией, а именно, картезианским допущением двух раздельных субстанций, физической и психической, которые оказывают влияние друг на друга; вместе с тем, она была бы несовместимой с метафизическим допущением эпифеноменологического параллелизма.
(6) Ценностные проблемы, связанные с существованием других Я. Несомненно, что некоторые нравственные акты – такие, как акты любви, ответственности, долга, благодарности – соотносятся по самой своей природе с существованием альтер эго. Шелер называет их «сущностно социальными актами» («Wesenssoziale Akte»), поскольку они не могут быть истолкованы как досоциальные акты, на основе которых уже только потом возникает социальность. Для Шелера эти акты служат, в частности, подтверждением его теории, что социальность всегда присутствует в каждом индивиде и что не только человеческий индивид является частью общества, но и общество является неотъемлемой частью индивида. Рассмотрим эту теорию более подробно.
Согласно Шелеру23, вера в существование других Я не основывается на актах теоретического познания. Персоноподобно-му существу, способному ко всем типам эмоциональных актов, как то: любви, ненависти, волению и т.д., но не способному к теоретическим актам, т.е. объективирующим когнициям, вовсе не недоставало бы свидетельств существования других. Уже одних только «сущностно социальных чувств» достаточно для установления общественной схемы соотнесения как всегда присутствующего элемента его сознания. Невозможно помыслить в теории Разума такого Робинзона Крузо, который не располагал бы с самого начала некоторого рода знанием о существовании сообщества людей, к которому он принадлежит. Не было еще в мире такого радикального солипсиста, который бы сказал: «Нет никаких общностей людей, я не принадлежу ни к какому сообществу. Я единственный в этом мире». Все, на что мог бы претендовать погрязший в солипсизме Крузо, сводится к следующему: «Я знаю, что в мире есть сообщества людей, и знаю, что принадлежу к одному или нескольким из них. Но я не знаю индивидов, которые их составляют, и совер-
|
|
208
209
шенно не знаю эмпирических групп, которые образуют такое сообщество». Шелер говорит, что нам следует провести различие между пустым, или бессодержательным, знанием о (about) существовании альтер эго и сообщества как таковых и знанием (of)24 одного или более конкретных других людей и социальных групп. Что касается последних, то предположение ряда философов (например, Дриша), будто знание конкретного другого человека основано всецело на восприятии его телесных движений, является ошибочным. Это лишь один из источников моего знания других, притом не самый важный. Для веры в существование других людей достаточно других переживаний, например, знания системы поддающихся истолкованию знаков.