Осуществление коммерческой деятельности на транспорте невозможно без выполнения непременных условий и требований:
1. Компания берет на себя инициативу соединения имеющихся в ее распоряжении ресурсов: капитала и труда в единый процесс производства услуги. Выполняя роль катализатора, компания является движущей силой производства, которое должно быть прибыльным;
2. Компания берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;
3. Выступает в роли новатора, стремящемся вводить новые услуг, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса.
4. Способность рисковать. Компания рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами,— своими собственными и своих компаньонов или акционеров.
Осуществление коммерческой деятельности предполагает реализацию этико-социальных требований, к которым относятся:
· ответственность перед обществом (охрана окружающей среды);
· ответственность перед потребителем (качество представляемых услуг, информировании потребителя, ознакомлении его с его правами и т.п.);
|
|
· ответственность перед наемными работниками, выражающаяся в адекватной системе стимулов.
Анализ современного состояния железнодорожного транспорта России и тенденций его развития показывает, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:
· уровень эффективности железнодорожного транспорта, ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечают требованиям складывающейся экономической ситуации;
· совмещение функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования в одном отраслевом органе государственного управления сдерживает развитие рыночных отношений в отрасли и препятствует развитию конкурентной среды;
· система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна, в частности:
· система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна, изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью;
· отсутствует дифференцированный подход к регулированию естественно-монопольных, конкурентных, потенциально конкурентных видов деятельности;
· отсутствует согласованность государственного регулирования деятельности различных естественных монополий;
· отсутствует механизм предоставления равноправного доступа к инфраструктуре независимым компаниям-перевозчикам и обеспечения благоприятной среды для их деятельности;
· регулирование деятельности монопольных поставщиков ресурсов для естественных монополий практически отсутствует;
|
|
· несовершенна нормативная база функционирования железнодорожного транспорта.
Целью бизнес-деятельности транспортников является «извлечение прибыли», при этом цены на основные и сопутствующие услуги должны быть, с одной стороны, достаточно высокими, чтобы обеспечивать прибыль, а с другой - достаточно низкими, чтобы привлечь клиентов в конкурентных условиях. Одновременно производителям услуг при назначении цен приходится учитывать необходимость вложения инвестиций, направленных на поддержание и расширение основных фондов, уровни производственных рисков и пр.
Целями политики отдельных транспортных компаний могут быть:
завоевание позиций в новом сегменте рынка и сохранение (удержание) ранее завоеванных;
реструктуризация позиций с изменением акцентов между сегментами рынка;
«отход» с ранее завоеванных позиций с наименьшими экономическими потерями; полный уход из определенного сегмента рынка;
слияние с другими фирмами или поглощение последних;
вхождение в холдинги, финансово-промышленные группы и пр.
Особым случаем можно считать ситуацию, когда транспортная структура для обеспечения рынка сбыта своих услуг должна сформировать соответствующие потребности у клиентов.
На практике политика фирм, помимо вышеперечисленных стратегических целей, определяется текущей рыночной ситуацией, перспективами ее развития, а также необходимостью направить часть средств на выплату дивидендов акционерам и пр.
Целью потребителей услуг обычно является минимизация издержек, связанных с транспортными операциями при соблюдении ограничений по срокам транспортировки, условиям безопасности, качеству услуг и пр.
В Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте на период до 2010г., утвержденной Постановлением Правительства России, была предусмотрена реализация следующих задач и принципов:
- разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;
- сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, внутрироссийских за счет экспортно-импортных перевозок;
- совершенствование тарифной политики;
- дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
- обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;
- обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;
- осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;
- повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.
Исследования в области управленческой деятельности компаний на железнодорожном транспорте проводятся по следующим основным направлениям:
- методы и модели управления;
- технологии управления;
- разработка инструментария анализа производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта;
- развитие информационных систем и др.
В последнее время наряду с выше перечисленными проблемами, актуальным является решение таких проблем как:
|
|
ü развитие логистических методов и моделей в управлении;
ü проведение маркетинговых исследований;
ü развитие и использование информационных технологий на железнодорожном транспорте и в смешанных перевозках;
ü развитие российских и международных транспортных коридоров;
ü разработка и внедрение системы качества железнодорожных перевозок;
ü развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, оптимизация деятельности компаний операторов;
ü развитие ресурсосберегающих технологий, приватизация на железнодорожном транспорте и др.
С появлением и развитием компаний-операторов возрастает потребность в повышении эффективности управления ресурсами операторских компаний и железнодорожного транспорта в целом.
Анализ сильных и слабых сторон перевозчика соединяет результаты анализа его потенциала и анализа деятельности конкурентов, который необходим для выявления преимуществ и недостатков по отношению к основным соперникам с целью гарантии получения прибыли. При этом из выявленных наиболее значимыми являются те, которые обеспечивают долгосрочные преимущества перед конкурентами. Анализ потенциала компании позволяет определить соответствие его ресурсов выбранным направлениям стратегического плана.
В зависимости от поставленных целей и средств их достижения выделяют несколько видов рыночных стратегий, применяемых в деятельности компаний [9]:
· стратегия завоевания или расширения доли рынка (увеличение объема перевозок определенного рода груза за счет повышения комплексности и предоставления потребителям новых форм транспортного обслуживания);
· стратегия инновации (предполагает освоение перевозок новых родов груза, маршрутов или технологий перевозочного процесса);
· стратегия дифференциации продукции (приоритет перевозок, ориентированных на определенного потребителя или определенный род груза);
· стратегия снижения издержек перевозок (направлена на повышение конкурентоспособности транспортной продукции);
|
|
· стратегия диверсификации (переход к новым сферам деятельности).
Реализация разработанной стратегии предполагает выбор компанией средств и методов достижения поставленных целей: выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них, определение эффективности.
В условиях экономического роста ключевыми требованиями для эффективной работы железнодорожного транспорта становятся снижение собственных затрат, повышение мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования пользователей к качеству услуг, гибко реагировать на изменения спроса. Решение этих вопросов связано в первую очередь с формированием и развитием конкуренции в сфере перевозок (рисунок 2.1) [26].
Транспортно - экспедиторские компании, работающие на железнодорожном транспорте, подразделяются на кэптивные и независимые. К первому типу (кэптивным) относятся компании, созданные крупными добывающими и промышленными предприятиями для обеспечения собственных транспортных нужд. Как правило, они создаются с использованием имеющегося на балансе материнского предприятия вагонного парка. В своей деятельности такие компании ориентированы на удовлетворение потребностей материнской компании и избавлены от необходимости поиска новых клиентов. Объем их бизнеса прямо пропорционален объему бизнеса материнской структуры. Дополнительным преимуществом является доступность финансовых ресурсов. Типичными кэптивами являются: «Лукойл-Транс», «ММК-Транс», «Металлоинвест», «Финтранс», ТЭК «Минудобрения», «Спеццистерны».
Основой бизнеса второго типа компаний (независимым) является максимальная ориентация на текущие потребности рынка. Более гибкая работа с клиентом и диверсификация перевозимых грузов делает их более устойчивыми при изменениях конъюнктуры рынка перевозимых грузов. К крупнейшим компаниям этого сегмента относятся: «Балттранссервис», «Трансгарант», «Евросиб СПб», «ДВТГ», «Трансгруп АС» «Новая перевозочная компания».
Эти компании жестко конкурируют друг с другом. Отличительной особенностью большинства компаний второго типа является то, что основу их деятельности составляет не производство, а управление. Помимо естественных подразделений организации перевозок и вагонного хозяйства, структура таких компаний включает финансово-аналитические и инвестиционные центры. Непрерывно инвестируя в вагоны, локомотивы, РТБ и логистику, они по своей сути становятся фактическими перевозчиками.
Одной из главных составляющих успешного ведения дел в железнодорожном бизнесе является состояние, содержание и использование железнодорожного подвижного состава.
Структура компании зависит от объемов перевозок, размещения грузообразующего предприятия и других факторов. В общем виде структурная схема транспортной компании с учетом особенностей транспортного производства имеет функциональные (центральные) и региональные подразделения (в местах погрузки и выгрузки грузов).
В современной практике работы транспортных компаний широкое распространение находит планирование бизнес-процессов, как в части производства, реализации, так и в части финансового обеспечения (составление бизнес-планов не только по покупке или аренде вагонов, но и по организации перевозки).
Бизнес-план представляет собой программу, в которой формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели.
Разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:
четкой формулировки целей компании, определения сроков и объемов перевозок конкретных грузов по конкретным маршрутам;
разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;
определение необходимых объемов финансирования и поиска его источников;
выявления проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;
организации системы контроля реализацией проекта;
подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта.
Рисунок 2.1. - Необходимые меры для дальнейшего эффективного развития ОАО «РЖД» [4]
Величина рабочего парка вагонов в зависимости от годового объема перевозок для конкретного маршрута определяется в зависимости от оборота вагона и статической нагрузки вагона.
Целью инвестиционной стратегии компании оператора является обеспечение качественного и своевременного выполнения заданных объемов перевозок при оптимизации инвестиционных затрат на приобретение вагонов, их содержание и ремонт.
Транспортные компании используют три основных способа приобретения подвижного состава – прямая покупка, кредит и лизинг. Все перечисленные варианта являются инструментом реализации инвестиционной программы. В первую очередь необходимо определить, какую цель преследует компания, расширяя свои активы новым подвижным составом:
· замена парка вагонов в результате его выбытия по нормативным срокам эксплуатации, то в инвестиционной программе данные расходы формируются в основном за счет внутренних источников (в основном за счет амортизационных отчислений). Главная цель при этом – не снизить существующий уровень капитализации компании и соответственно ее инвестиционной привлекательности;
· бизнес находится в стадии бурного развития - необходимо решить ряд вопросов:
1. определиться с размером и с достаточностью финансовых ресурсов;
2. провести сравнительный анализ по рентабельности собственных инвестиций, вкладываемых в развитие бизнеса (с учетом всех возможных рисков), с альтернативным размещением денежных средств;
3. принять решение – рисковать собственным капиталом или нести дополнительную финансовую нагрузку в виде привлеченных денежных ресурсов.
Если выбор пал на привлечение внешних ресурсов, то более привлекательным по сравнению с остальными выглядит схема лизинга – в силу следующих причин:
1. При кредитовании подвижной состав выкупается сразу и ставится на баланс, поэтому компания с момента ввода его в эксплуатацию возникают проблемы с возмещением НДС, если партия вагонов большая;
2. Начисленные амортизационные отчисления (с учетом коэффициента ускоренной амортизации – 3) по итогу отчетного периода может превысить маржинальную прибыль компании по балансу и таким образом привести к убытку, что в свою очередь заинтересует налоговые органы при подаче декларации по налогу на прибыль;
3. Кредитные ресурсы значительно дороже лизинговых, а процедура рассмотрения банком вопроса об их предоставлении довольно продолжительная.
Следует отметить, что в ряде случаев провозная плата при перевозках собственными вагонами превышает величину провозной платы, осуществляемой вагонами парка ОАО "РЖД". В этом случае компании покрывают убыток дополнительными доходами от транспортно-экспедиционной деятельности, а также за счет загрузки вагонов в обратном направлении, тем самым сокращая порожний пробег и повышая эффективность работы вагона.
Провозная плата для перевозки в собственных вагонах компании приводится в бизнес-планах без учета и с учетом скидок, которые могут быть предоставлены компании в соответствии с действующим порядком.
Оценка эффективности инвестиционного проекта транспортной компании осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте.
Коммерческая эффективность определяется с учетом анализа потока денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности компании. Расчетные показатели эффективности, представленные в бизнес-планах, свидетельствуют об экономической эффективности инвестиционных проектов и возможности их реализации при существующих экономических условиях, учитывая риски.
В реализации инвестиционного проекта определяющую роль играет технология работы компании, структурных подразделений. Обеспечение устойчивого функционирования транспортной компании связано с решением сложных проблем перемещения грузов от мест их производства к местам потребления, зависящих от рода груза, выбора маршрута следования, скорости доставки, надежности перевозки и обеспечения ее сохранности.
Чтобы добиться коммерческого успеха, компании необходимо реализовать стратегии, ориентированные на удовлетворение запросов клиентуры:
дифференцирование перевозок по режимам доставки (обычный, ускоренный, срочный) и по периодам обращения поездов (дневные, ночные, временного или постоянного обращения);
ввод в обращение постоянных грузовых поездов с выделением соответствующих ниток графика;
организация перевозок «от двери до двери» с расширением доли рынка интермодальных перевозок;
развитие отправительской маршрутизации перевозок массовых грузов;
компьютерный контролинг, с прогнозированием поездного положения на направлении, слежением за продвижением грузов и предоставлением соответствующей информации клиентам.
При разработке проекта компании стремятся организовать перевозки таким образом, чтобы обеспечивались минимальные затраты или максимальная прибыль в условиях риска. Риск определяется возможностью отклонения от желаемого результата в худшую сторону или выхода за пределы допустимого интервала. Однако для принятия решений в условиях риска компаниями не в полной мере используют современные экономико-математические методы.