Исполняющих наказания

 

Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных, могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Это участие регулируется уголовно-исполнительным законодательством и другими нормативными актами. Участие общественности выражается не только в виде помощи в организации и осуществлении процесса исправления осужденных, но и в осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, служит одним из мощных средств обеспечения законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих наказания, повышает эффективность уголовного наказания, оказывает значительное влияние на возвращение осужденных к нормальной полезной жизни в нашем обществе, успешную ресоциализацию осужденных

Представители общественности ведут индивидуальную воспитательную работу с осужденными, правовую пропаганду, культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу. Общественность оказывает помощь администрации в организации труда осужденных, их общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Общественность играет важную роль в решении вопросов, возникающих в процессе исполнения наказания. В частности, решение таких вопросов, как предоставление осужденным права передвижения без конвоя, перевод с режима на режим, перевод из обычных помещений в помещения камерного типа и обратно и некоторые другие должны обязательно согласовываться с общественностью.

Общественность наделена правом контроля за деятельностью администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания. Представители общественности имеют право заслушивать отчеты администрации и вносить предложения по улучшению работы учреждений, исполняющих наказания, принимать жалобы и заявления осужденных и т. д.

Очень важным участков работы общественности является подготовка осужденных к лишению свободы к освобождению, оказание им помощи в бытовом устройстве их жизни на свободе.

Общественность участвует в работе по осуществлению контроля за лицами, отбывшими уголовное наказание, и в работе по закреплению результатов исправительного воздействия, достигнутых в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Вся многообразная деятельность общественности направлена на оказание помощи администрации в достижении целей уголовного наказания и особенно исправлению осужденных, возвращение их в общество полноценными его членами. Эта деятельность осуществляется в самых разнообразных формах. Некоторые из этих форм прямо указаны в законе, другие - не предусмотрены законом, но разрешенные им при условии, если они отвечают общим принципам исполнения уголовного наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс не указывает форм участия общественных объединенной в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, передавая эту функцию другим правовым актам (если не считать указания на такую форму, как попечительский совет при воспитательной колонии.)

Ранее действовавший Исправительно-трудовой кодекс указывал основные формы участия общественности в исправлении осужденных. Ими являлись наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефство коллективов трудящихся и общественных учреждений над учреждениями, исполняющими наказание, советы общественности при воспитательных колониях. Эти формы оправдали себя на практике и есть необходимость кратко охарактеризовать их работу с расчетом на будущее решение этих вопросов в законе.

Наблюдательные комиссии создавались из депутатов законодательных органов, представителей профсоюзов и других общественных организаций. В состав комиссий включались опытные воспитатели из числа ветеранов труда, учителей, офицеров запаса. Не могли быть членами комиссий работники органов внутренних дел, прокуратуры, судов, адвокаты, работники службы безопасности, следователи. Комиссии организовывали местные органы власти и работали они при этих органах под их руководством и контролем. Состояли комиссии из председателя, его заместителя, секретаря и четырех-восьми членов в зависимости от объема работы.

Основными задачами наблюдательных комиссий являлись:

- осуществление постоянного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовные наказания, соблюдением этими учреждениями режима условий содержания осужденных, за правильностью их трудового использования и организацией их труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки, проведением воспитательной работы, правильностью применения поощрений и взысканий к осужденным.

- оказание помощи учреждениям, исполняющим наказания, в их работе по исправлению осужденных.

- контроль за организацией и проведением воспитательной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают осужденные.

- учет и общественное наблюдение в быту и на производстве лиц, неоднократно судимых, по отбытии ими наказания.

- оказание помощи общественным организациям и трудовым коллективам в исправлении осужденных и отбывших наказание.

- оказание необходимой помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из исправительных учреждений, и другим лицам, освобожденным от отбывания наказания.

На вышестоящие наблюдательные комиссии, кроме того, возлагались функции координации деятельности нижестоящих наблюдательных комиссий, оказание им необходимой помощи и контроль за их деятельностью.

Для выполнения этих весьма сложных и многообразных задач наблюдательные комиссии были наделены довольно широкими полномочиями. Они имели право проверять деятельность администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания, требовать от администрации учреждений, исполняющих наказание, предоставление справок и документов, необходимых для работы комиссии, проводить приемы осужденных и рассматривать предложения, заявления и жалобы.

Комиссия имела право заслушивать на своих заседаниях отчеты администрации о работе по исправлению осужденных, а также информацию администраций предприятий, учреждений и организаций, шефствующих над исправительными учреждениями и вносить предложения об устранении недостатков в их работе. Комиссия имеет право проверять состояние воспитательной работы на предприятиях, учреждениях и организациях с лицами, отбывшими наказание или условно досрочно освобожденными от наказания.

Очень важным правом комиссии являлось право возбуждать ходатайства о помиловании осужденных. Комиссия имела право входить совместно с органами, ведущими исполнением наказания, с представлением об условно-досрочном освобождении от наказания или замене не отбытой частей наказания более мягким наказанием.

Комиссия имела право давать согласие администрации учреждений, исполняющих наказания, входить с представлением в суд об изменении условий содержания осужденных к лишению свободы, а также давать согласие администрации тюрьмы на установление срока содержания осужденные на строгом режиме тюрьмы.

Комиссия давала согласие администрации на проживание вне колонии осужденных, на расконвоирование осужденных, на перевод осужденных из колоний одного режима в колонии другого режима и на изменение вида режима в одной колонии, согласие на установление административного надзора за освобождающимися осужденными.

Члены комиссии имел» право участвовать в судебных заседаниях, где решались вопросы, касающиеся положения осужденных.

Особое внимание уделялось формам участия общественности в работе воспитательных колоний.

Одной из таких форм являлись комиссии по делам несовершеннолетних. Их главной задачей была организация работы по предупреждению преступлений со стороны несовершеннолетние. Комиссии осуществляли контроль за условиями содержания и проведением воспитательной работы в воспитательных колониях. Они имели право требовать от администрации необходимых сведений, заслушивать администрацию по вопросам относящимся к условиям содержания и воспитания несовершеннолетних осужденных, производить личный прием осужденных, рассматривать их жалобы и заявления, привлекать общественность к воспитанию несовершеннолетних и назначать общественных воспитателей, возбуждать ходатайства о помиловании, об условно-досрочном освобождении от наказания и участвовать в решении других вопросов, связанных с порядком отбывания наказания осужденными несовершеннолетними лицами.

Другой формой являлось шефство коллективов трудящихся и общественных организаций над учреждениями, исполняющими уголовное наказание.

Основные задачи шефской работы сводились к следующему:

- содействие администрации в исправлении осужденных,

- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из учреждений,

- оказание помощи в развитии производства в исправительных учреждениях, организации общеобразовательного и профессионального обучения, проведение воспитательной работы с осужденными.

Шефство над исправительными учреждениями могли брать коллективы любого предприятия, учреждения или организации как государственной, так и общественной. Вся работа строилась на основании Положения об этой работе, которое утверждалось руководителем предприятия. В Положении определялось учреждение над которым устанавливается шефство, задачи и направления шефской работы. Шефство могло быть установлено над учреждением в целом, над отдельными сторонами его деятельности или над отдельными осужденными.

Создавались советы общественности для организации шефской помощи в воспитательных колониях, главной задачей которых является оказание помощи администрации воспитательных колоний в исправлении осужденных. Действовал институт общественных воспитателей несовершеннолетних, который учрежден в целях повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних, совершивших правонарушения.

Как уже было сказано выше, закон не запрещает использовать в процессе исправления любые другие формы и методы, не указанные в законе, не противоречащие ему и целям исправления осужденных. Так, на практике использовались такие формы воспитательной работы со стороны общественности, как приезд в колонии специально подготовленных делегаций для работы с осужденными. Активно используется и такая форма, как привлечение к процессу исправления осужденных их родных и близких.

Появились и новые формы участия общественности в исправлении осужденных и работе с ними. Одна из них - попечительские (общественные советы) при учреждениях, исполняющих наказания.

Согласно Положения об этих советах они должны быть созданы при каждом учреждении, исполняющем наказание. Попечительский совет - это добровольное объединение физических и юридических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы. Советы должны участвовать в работе по исправлению осужденных и оказывать помощь в бытовом и трудовом устройстве освобожденным из мест лишения свободы. Совет координирует деятельность общественных, религиозных и иных организаций, коммерческих структур по исправлению осужденных.

Совет привлекает благотворительные средства для оказания материальной помощи лицам, отбывающим наказание, освобожденным из места лишения свободы, а также членам их семей. Он оказывает также помощь жертвам преступлений.

Совет содействует организации и развитию индивидуальной трудовой деятельности, художественно-прикладного промысла осужденных и реализации их продуктов. Реализация такой продукции дает заработок осужденному и доход учреждению, помогает преодолеть проблему трудовой занятости осужденных.

Совет помогает в трудовом и бытовом устройстве освобожденным из места лишения свободы, и это очень важно в условиях безработицы и сложности экономического положения страны в настоящее время.

Попечительский совет имеет право рассматривать жалобы и заявления осужденных, вносить предложения администрации по совершенствованию работы учреждения, по разрешению жалоб и заявлений осужденных. Совет содействует также и защите профессиональных интересов персонала исправительных учреждений.

В 1992 г. закон закрепил право органов местного самоуправления осуществлять контроль за деятельностью исправительных учреждений непосредственно (депутатский контроль), а также через наблюдательные комиссии с привлечением общественных организаций.

Перечисленные новые формы в сочетании со старыми несомненно будут способствовать улучшению воспитательной работы с осужденными, успешному решению главной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

Закон особо оговаривает участие общественных формирований в работе воспитательной колоний для несовершеннолетних. Для оказания помощи администрации колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления материально-технической базы учреждения, решения вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся из колонии создается Попечительский совет из представителей государственных учреждений, предприятий, организаций, общественных объединений, иных учреждений и физических лиц. Примерное положение о таком совете утверждает правительство Российской Федерации.

В целях повышения воспитательного воздействия на осужденных и оказания администрации помощи при отрядах в воспитательной колонии могут создаваться родительские комитеты из родителей и других близких родственников осужденных. Работа комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

В работе воспитательных колоний могут принимать участие и другие общественные объединения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: