Тема 1. Университет: история становления и развития
2 часа
Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья.
Структура средневекового университета и организация образовательного процесса.
3. Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени.
История университетского образования в России.
Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси (досоветский и советский период).
Университет в условиях глобализации.
Болонский процесс как явление глобализации: общее и особенное.
Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья.
Первые университеты возникают в Западной Европе в эпоху Средневековья.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (Средние века) – период в развитии Европы, следующий за периодом Древнего мира. Датируется концом 5 в. – серединой 17 в., от падения Римской империи до периода Нового времени.
УНИВЕРСИТЕТ - высшее учебное заведение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний. Готовит специалистов по фундаментальным, прикладным наукам, по некоторым отраслям экономики и культуры, проводит научную работу.
|
|
На дорогах европейских стран в 11 в. появляются новые персонажи – бродячие школяры или ваганты.
Целью их путешествий было дойти до школ Франции и Италии. Разыскать прославленных ученых и получить ответы на те вопросы, которые ставила перед ними жизнь.
В эпоху Средневековья в Европе, чтобы познакомиться с воззрениями знаменитого ученого, проще было отправиться в другой город, где он жил, нежели доставать рукописи его лекций. Работая под руководством ученого, многие селились в этом городе и образовывали особый кружок, ГИЛЬДИИ. Эти объединения и послужили основой для создания более крупных учебных заведений - университетов. Они определяли программу своей деятельности и стремились получить официальное право на существование от архиепископа, короля или императора.
Для защиты студентов в 1158 г. немецкий император Фридрих Первый Барбаросса выпустил хартию.
Согласно данной хартии студенты могли: выбирать своих собственных руководителей - ректоров и других должностных лиц; самостоятельно назначать лекторов; формировать учебный план; составлять график проведения занятий; устанавливать содержательные рамки преподаваемых дисциплин; студенческое руководство налагало существенные штрафы на тех лекторов, которые уклонялись от возложенных на них обязанностей.
Таким образом, студенческие представители управляли ежедневным ходом образовательного процесса.
|
|
Старейшими университетами Европы принято считать Болонский университет (1088 г.), Парижский университет, Сорбона (конец 12 – нач.13 в). Старейшим университетом в Англии считается Оксфордский университет. В 1096 году в нем уже велось обучение. Кембриджский университет (Англия) - возник в рамках средневекового города Кембридж, но в итоге система их отношений сложилась в формулу: «Кембридж - это город в университете», т.е. «ученое сообщество» подчинило себе городскую корпорацию. Университет Кембриджа, получая привилегии от короля, а не от Папы Римского, становился более зависимым от своего национального монарха. В 1386 г в Германии был основан университет в Гейдельберге.
ВЫВОД.
1) Все первые средневековые университеты прошли этап борьбы с городскими властями и папской властью за отстаивание своих прав и привилегий.
2) Итогом продолжительной борьбы стало:
признание университета как автономной единицы, самостоятельного субъекта и объекта управления, основанного на традициях студенческой солидарности и свободомыслия.
Первый славянский университет был открыт в 1348 г. в Праге. К его открытию был причастен император Священной Римской империи и чешский король Карл четвертый. Собственно, в честь него и был назван университет в Праге - Карлов университет.
В 1364 году Казимиром Великим был основан Краковский университет - старейший польский университет, один из первых государственных университетов в Европе.
В 1400 году университет был реорганизован по образцу Парижского Владиславом Вторым Ягайло, поэтому сегодня называется Ягеллонским университетом.
Структура средневекового университета и организация образовательного процесса.
Основу университета составлял факультет. Их, как правило, было четыре:
1. Артистический
2. Юридический
3. Богословский
4. Медицинский
Обязательный для всех - артистический, или факультет «семи свободных искусств» (позднее получивший название философский). Этот факультет был призван обеспечить общую подготовительную общеобразовательную базу для поступления на другие факультеты. На артистическом факультет студент обучался от 5 до 7 лет. Преподавались: грамматика, риторика, основы диалектики (так называемый тривиум ). Студент получал степень бакалавра искусств. Затем изучались дисциплины: арифметика, геометрия, астрономия, теории музыки. (так называемый квадриум).
Студенту получал степень магистра искусств. Магистр имел право преподавать.
После окончания артистического факультета, выпускникам предоставлялось право поступления на один из трех следующих факультетов: богословский, юридический,медицинский.
По окончании одного из них студенту присваивалась степень бакалавра или магистра соответствующей отрасли науки.
Преподавание велось на латыни.
Роль средневековых университетов.
1. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров.
2. Способствовали формированию в Европе своеобразного единого образовательного пространства.
3. Профессора и студенты могли свободно переходить из университета одной страны в университеты других стран, способствуя тем самым развитию городов.
4. Университеты способствовали повышению престижа науки, распространению идеи о том, что «мир будет управляем и озарён наукой».
Социальный состав студенчества:
- выходцы из семей духовенства;
- представители феодальной аристократии;
- представители городского сословия.
Часть студентов жила в университетском общежитии, часть - в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета.
ГОВОРЯ О СВОЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ВСЕ СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ НАЗЫВАЛИ ЕГО – «alma mater», что по-латыни дословно значит «ПИТАЮЩАЯ МАТЬ».
|
|
Эти слова взяты из литургических текстов, посвященных Деве Марии, вскормившей Иисуса Христа.
Университет для студентов был ДУХОВНОЙ МАТЕРЬЮ,
питающей знаниями,
помогающей познавать мир,
а если надо – и берущей под свою защиту.
Вывод. Средневековые университеты способствовали формированию средневековой интеллигенции из различных слоев общества.
3. Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени.
В период Возрождения начинает проявляться интерес к идеям гуманизма. Это изменило основы и содержание высшего образования. Университеты ориентируются на новые цели и ценности. Быстрыми темпами происходит рост университетов. Позднее Возрождение можно назвать золотым временем европейских университетов. Так, только в одной Испании к концу XVI века было 33 университета, причем только два из них существовали со времен Средневековья, а остальные были открыты на протяжении всего лишь столетия.
До Реформации университеты испытывали сильное влияние католической церкви. И поэтому с началом Реформациимногие университеты пришли в упадок, особенно в Германии.Но после завершения Реформации многие университеты преобразованы в протестантские.
Ряд европейских университетов, особенно во Франции, остались на традиционных (католических) воззрениях. Это привело к тому, что образование в таких областях, как естествознание, архитектура и другие, было изгнано из университетов, а Франция была вынуждена развивать естественные науки вне университетских стен, что привело к появлению заведений известных как Grandes ecoles – Высшие школы.
Во второй половине XVII века начинается период застоя университетов практически во всех странах Европы. На такое положение оказали влияние следующие причины:
1) Учеба становилась слишком дорогой.
2) Спрос на образованных людей оставался очень ограниченным.
3) поступать в высшее учебное заведение было невыгодно, тем более, что характер обучения, сохранявшего сильные традиции схоластики, все больше отставал от требований времени.
|
|
В связи с завершением эпохи феодализма и началом развития капитализма возрастает потребность в математических,
экономических,
правовых,
философских и других знаниях.
Эти и многие другие факторы обусловили необходимость перестройки университетов, приспособления их к потребностям буржуазного общества. Университетское образование стало приобретать светский характер, освобождается от догматизма и схоластики, ориентируется больше на потребности дня.
Впервые новые веяния проявились в открытом в 1694 г. университете в городе Галле. В нем велось преподавание на немецком языке (вместо латинского). Был выдвинут принцип свободы научного исследования. Введено преподавание географии, прикладной математики, физики, истории, политики, законоведения и других дисциплин.
Таким образом, развитие университетского образования в этот период привело к тому, что наука стала доступна более широким социальным слоям и нашла применение в промышленности.
В 1810 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает Берлинский университет, который стал КЛАССИЧЕСКОЙ моделью в качестве образца для возникновения университетов нового типа – образовательно-исследовательского характера,