Образец:
60 + 20 = 80. Шестьдесят плюс двадцать равно / равняется восьмидесяти.
К шестидесяти прибавить двадцать будет восемьдесят.
С шестьюдесятью сложить двадцать будет восемьдесят.
60 – 30 = 30. Шестьдесят минус тридцать равно / равняется тридцати.
Из шестидесяти вычесть тридцать будет / получится тридцать.
От шестидесяти отнять тридцать будет / получится тридцать.
6 x 10 = 60. Шесть умножить на десять будет / получится шестьдесят.
Шестью десять будет шестьдесят.
60: 60 = 1. Шестьдесят разделить на шестьдесят будет / получится единица.
Шестьдесят разделить на шестьдесят равно / равняется единице.
1. 50 + 10 =
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. 80 – 10 =
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. 7 х 10 =
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
4. 8 х 10 =
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. 100: 2 =
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. 600: 10 =
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6. | Склонение числительного тысяча |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Слово тысяча может выступать как счётное слово и как числительное. Если слово тысяча выступает в значении счётного слова, то сочетающиеся с ним существительные и прилагательные всегда стоят в родительном падеже: Он приехал с тысячей заработанных рублей. Тысяча как слово-числительное при склонении в косвенных падежах согласуется с числительным.
Таблица
Числительное + существительное | Существительное + существительное | ||||
Только единственное число | Единственное число | Множественное число | |||
И. | тысяча студентов | тысяча студентов | тысячи студентов | ||
Р. | тысячи студентов | тысячи студентов | тысяч студентов | ||
Д. | тысяче студентам | тысяче студентов | тысячам студентов | ||
В. | тысячу студентов | тысячу студентов | тысячи студентов | ||
Тв. | тысячью /тысячей студентами | тысячей студентов | тысячами студентов | ||
Пр. | (о) тысяче студентах | (о) тысяче студентов | (о) тысячах студентов | ||
(изменяются оба слова) | (изменяется только первое слово)
|
ЗАДАНИЕ 13. Используя словосочетания данные в таблице, составьте и запишите предложения.
1. ___________________________________________.
2. ___________________________________________.
3. ___________________________________________.
4. ___________________________________________.
5. ___________________________________________.
6. ____________________________________________.
Тема 4: | Склонение количественных числительных |
4.1. | Склонение числительных сорок, девяносто, сто |
Таблица
Падеж | 40 | 90 | 100 |
Им. | сорок | девяносто | сто |
Род. | сорока | девяноста | ста |
Дат. | сорока | девяноста | ста |
Вин. | сорок | девяносто | сто |
Тв. | сорока | девяноста | ста |
Пр. | (о) сорока | (о) девяноста | (о) ста |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две падежные формы:
в им. – вин.п. – сорок, девяносто, сто;
в остальных – сорока, девяноста, ста.
Задание 1. Напишите данные в скобках числительные в нужной падежной форме.
1. Этот учебник он купил за (90) _____________________ рублей.
2. Город Пушкин находится в (40) _____________________ минутах езды от Москвы.
3. Главному зданию МГУ уже более (40) _____________________ лет.
4. Палатку рыбаки поставили в (100) _____________________ шагах от берега.
5. Мои товарищи купили билеты на спектакль по (100) _____________________ рублей.
6. В музеях Московского Кремля сохраняется более (100) _____________________ старинных часов.
7. Студенты узнали, что Бородино находится в (100) _____________________ километрах от Москвы.
Задание 2. Письменно просклоняйте данные ниже словосочетания.
1. | Им. | сорок книг | 2. | Им. | девяносто небольших аудиторий |
Род. | Род. | ||||
Дат. | Дат. | ||||
Вин. | Вин. | ||||
Тв. | Тв. | ||||
Пр. | Пр. |
3. | Им. | сто газет | 4. | Им. | сорок штук |
Род. | Род. | ||||
Дат. | Дат. | ||||
Вин. | Вин. | ||||
Тв. | Тв. | ||||
Пр. | Пр. |
5. | Им. | девяносто простых карандашей | 6. | Им. | сто ручек |
Род. | Род. | ||||
Дат. | Дат. | ||||
Вин. | Вин. | ||||
Тв. | Тв. | ||||
Пр. | Пр. | ||||
7. | Им. | сорок цветных фотографий | |||
Род. | |||||
Дат. | |||||
Вин. | |||||
Тв. | |||||
Пр. |
Задание 3. Произведите арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) по образцу.
Образец:
40 + 60 = 100. Сорок плюс шестьдесят равно / равняется ста.
К сорока прибавить шестьдесят будет / получится сто.
С сорока сложить шестьдесят будет сто.
100 – 60 = 40. Сто минус шестьдесят равно / равняется сорока.
Из ста вычесть шестьдесят будет / получится сорок.
От ста отнять шестьдесят будет / получится сорок.
9 х 10 = 90. Девять умножить на десять будет / получится девяносто.
Девятью десять (будет) девяносто.
900: 10 = 90. Девятьсот разделить на десять будет / получится девяносто.
Девятьсот разделить на десять равно / равняется девяноста.
90 + 10 = _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
30 + 60 = ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
90 – 50 = ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
100 – 10 = _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
40 х 10 = ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
|
|
400: 4 = ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
100: 1 = ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.2. | Склонение числительных двести, триста, четыреста |
Таблица
Падеж | 200 | 300 | 400 |
Им. | двести | триста | четыреста |
Род. | двухсот | трёхсот | четырёхсот |
Дат. | двумстам | трёмстам | четырёмстам |
Вин. | двести | триста | четыреста |
Тв. | двумястами | тремястами | четырьмястами |
Пр. | (о) двухстах | (о) трёхстах | (о) четырёхстах |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
При склонении сложных чисел двести, триста, четыреста склоняются обе части слова, причём вторая часть – по образцу существительного окно во мн. ч. сравните:
Таблица
Им. | три окна | триста, четыреста окон |
Род. | трёх окон | трёхсот, четырёхсот окон |
Дат. | трём окнам | трёмстам, четырёмстам окнам |
Вин. | Им. или Род. | |
Тв. | тремя окнами | тремястами, четырьмястами окнами |
Пр. | (о) трёх окнах | (о) трёхстах, (о) четырёхстах окнах |
Примечание. В творительном падеже числительные двести, триста, четыреста сохраняют ударение на обеих частях слова: двумястами, тремястами, четырьмястами.
Задание 4. Напишите данные в скобках числительные в нужной падежной форме.
Около (200) _____________________________ лет назад,
из (300) ____________________________ новых книг,
из (400) ____________________________ страниц учебника,
к (200) ____________________________ граммам,
в (300) ____________________________ шагах от метро,
из (400) ____________________________ свободных мест,
с (200) ____________________________ рублями,
на расстоянии (300) ____________________________ километров.
Задание 5. В данных предложениях числительные напишите словами в нужной падежной форме.
1. Санкт-Петербург – молодой город, ему только (300) _________________________ лет.
2. Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова уже более (200) _____________________ лет.
|
|
3. Архитектурный ансамбль Московского Кремля создавался более (400) _______________ лет.
4. Около (200) ____________________ лет Петербургскому государственному университету.
5. В этой книге не менее (300) ________________________ упражнений.
Задание 6. Письменно просклоняйте данные ниже словосочетания.
1. | Им. | двести аудиторий | 2. | Им. | триста столов |
Род. | Род. | ||||
Дат. | Дат. | ||||
Вин. | Вин. | ||||
Тв. | Тв. | ||||
Пр. | Пр. |
3. | Им. | четыреста стульев |
Род. | ||
Дат. | ||
Вин. | ||
Тв. | ||
Пр. |
4.3. | Склонение сложных числительных пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот |
Таблица
Падеж | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 |
Им. | пятьсот | шестьсот | семьсот | восемьсот | девятьсот |
Род. | пятисот | шестисот | семисот | восьмисот | девятисот |
Дат. | пятистам | шестистам | семистам | восьмистам | девятистам |
Вин. | пятьсот | шестьсот | семьсот | восемьсот | девятьсот |
Тв. | пятьюстами | шестьюстами | семьюстами | восемьюстами | девятьюстами |
Пр. | (о) пятистах | (о) шестистах | (о) семистах | (о) восьмистах | (о) девятистах |
Примечание. Во всех падежных формах, кроме тв. п. в числительных пятьсот, шестьсот, семьсот – ударение на последнем слоге. В тв. п. ударение – на предпоследнем слоге: пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами.
Задание 7. Напишите данные в скобках числительные в нужной падежной форме.
Более (700) _____________________________ учителей,
более (500) _____________________________ экспонатов,
более (600) _____________________________ зданий,
(600) _____________________________ студентам,
о (900) _____________________________ рабочих,
около (800) _____________________________ книг,
более (900) _____________________________ рублей,
километрах в (500) _______________________________.