1. (Стоять) ______________________ несколько (дом) _______________________________;
2. (Пройти) ______________________ много (день) __________________________________;
3. (Прийти) ______________________ несколько (подруга) ___________________________;
4. (Висеть) ______________________ немало (картина) ______________________________;
5. (Прийти) ______________________ мало (народ) _________________________________;
6. (Лежать) ______________________ немного (тетрадь) _____________________________;
7. (Собранный) _____________________ достаточно (материал) _______________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Слово сколько вопросительное.
1. Для вопроса о количестве лиц, предметов, явлений, событий в русском языке используется слово Сколько (в сочетании с существительными в родительном падеже мн.ч.: Сколько столов, стульев, кроватей, ламп и тумбочек в его комнате? Сколько окон и дверей в вашей аудитории?
Существительные, имеющие форму единственного числа в сочетаниях со словом Сколько употребляются в форме родительного падежа ед.ч.: Сколько времени сейчас?
Сказуемое в вопросительном предложении со словом Сколько стоит в форме единственного числа в настоящем и будущем времени, а в прошедшем времени в среднем роде: Сколько там было / будет студентов? Сколько книг стоит / будет стоять / стояло на полке в шкафу?
|
|
В форме множественного числа сказуемое может стоять в сочетании с одушевлёнными существительными мужского и женского рода.
2. Вопрос со словом Сколько может строиться по двум образцам:
1) в конце предложения стоит обстоятельство или дополнение:
Сколько книг лежит на столе?
Сколько братьев у Петра?
2) в конце предложения стоит имя количественно определяемого предмета:
Сколько на столе лежит книг?
Сколько у Петра братьев?
3. Личное местоимение «не любит» стоять в конце предложения, то есть вопросы с личным местоимением обычно строятся по второму типу: Сколько у тебя тетрадей?
Задание 7. Составьте и запишите вопросы по образцу.
Образец: На столе стоит одна ваза.
– Сколько ваз стоит на столе?
– Сколько на столе стоит ваз?
1. На столе стоит 22 книги.
___________________________________________
___________________________________________
2. В сумке лежат 7 тетрадей.
___________________________________________
___________________________________________
3. В группе 21 студент.
___________________________________________
___________________________________________
4. В комнате 1 окно.
___________________________________________
___________________________________________
5. В аудитории несколько студентов.
___________________________________________
___________________________________________
Задание 8. Составьте и запишите вопросы к данным предложениям.
1. У меня 3 сестры.
___________________________________________
2. Завтра у нас два семинара.
___________________________________________
3. У неё два дедушки и две бабушки.
___________________________________________
|
|
4. Она выполнила 4 задания.
___________________________________________
5. Он купил несколько тетрадей.
___________________________________________
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Словосочетания со словами сколько, столько могут иметь значение много:
Сколько цветов! (= много); Столько воды натекло. (= много).
Такое же значение имеют сочетания со словом немало:
У него немало хороших друзей.
Задание 9. Раскройте скобки, напишите существительные в нужной форме и составьте словосочетания, заменяя слово много неопределённо-количественными числительными: сколько, столько, немало.
1. Много ______________________ (зачёт) _______________________________;
2. Много ______________________ (машина) _______________________________;
3. Много ______________________ (студент) _______________________________;
4. Много ______________________ (человек) _______________________________;
5. Много ______________________ (дело) _______________________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
В разряд неопределённо-количественных, помимо слов много, мало, немного, немало и др. входят также неопределённо-количественные существительные. Они могут означать или неопределённо большое количество: бездна, масса, пропасть, груда, тьма, уйма и др., например: бездна забот, масса людей; или неопределённо малое количество: горсть/горсточка, крошка/крошечка, капля/капелька, чуточка и др., например: горсть/горсточка муки, риса; крошка/крошечка хлеба и др.
Примечание: В разговорной речи широко употребительны фразеологические (устойчивые) сочетания со значением неопределённо большого или неопределённо малого количества: видимо-невидимо, полным-полна, забот полон рот, тьма-тьмущая, мал мала меньше, чуть-чуть и др.
Задание 10. Напишите словосочетания, заменяя неопределённо-количественные существительные словами много, немного, мало, немало.
1. Масса знакомых – ______________________________________________;
2. Уйма родственников – ______________________________________________;
3. Куча дел – ______________________________________________;
4. Тьма проблем – ______________________________________________;
5. Чуточка внимания – ______________________________________________;
6. Большинство подруг – ______________________________________________;
7. Меньшинство работников фирмы – __________________________________________;
8. Множество чисел – ______________________________________________;
9. Часть экскурсантов – ______________________________________________;
5.2. | Сочетание неопределённо-количественных числительных много, мало, немного, немало и др. с прилагательными, притяжательными местоимениями и причастиями |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
После неопределённо-количественных числительных много, мало, немного и др., если числительное употреблено в именительном падеже, прилагательное, притяжательное местоимение и причастие ставится в родительном падеже множественного числа, независимо от рода существительных, с которыми они согласуются, например: В Москве появилось несколько новых, недавно открытых музеев и выставок.
Задание 11. Раскройте скобки, напишите словосочетания в нужной форме.
1. Несколько ______________________________________(серьёзная ошибка);
2. Немало ______________________________________(интересное место);
3. Много ______________________________________(контрольная работа);
4. Мало ______________________________________(решённая задача);
5. Столько ______________________________________(китайская студентка);
6. Сколько ______________________________________(мой новый товарищ);
7. Немного ______________________________________(новый открытый магазин).