Занятие 2: Типология стран современного мира.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о типологии стран современного мира, изучить формы правления и административно-территориального устройства;
Воспитательные: формирование и развитие научного мировоззрения, выявление взаимосвязей между разделами географии, взаимосвязи географии с другими науками;
Развивающие: развитие познавательного интереса у студентов, развитие внимания, памяти, самостоятельности;
Оборудование: политическая карта мира, атлас по географии за 10 класс «Экономическая и социальная география мира» (у каждого студента).
Тип занятия: изучение нового материала.
Структура занятия:
№ п/п | Компонент занятия | Длительность |
1. | Организационный момент | 5 минут |
2. | Подготовка к восприятию и изучению нового материала | 5 минут |
3. | Изучение нового материала | 60 минут |
4. | Проверка усвоения (понимания) новых знаний | 15 минут |
5. | Домашнее задание | 5 минут |
Ход занятия.
1. Организационный момент
|
|
Приветствие студентов, проверка присутствующих.
2. Подготовка к восприятию и изучению нового материала.
Объяснение задач занятия студентам.
3. Изучение нового материала
Типология стран.
Вотличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, в основу типологии обычно берутся более важные качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и экономической карте мира.
В свою очередь, они также могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.
До начала 90-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа: 1) социалистические, 2) развитые капиталистические и 3) развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т. е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это прежде всего так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).
Наряду с этим широко применяется и двучленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития того или иного государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения.
|
|
Валовой внутренний продукт (ВВП)—показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах США).
В последнее время Организация Объединенных Наций (ООН) и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития стран мира — так называемый индекс человеческого развития (ИЧР). Он учитывает не только уровень душевых доходов людей, но и среднюю продолжительность их жизни, а также уровень их образованности. Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США и Япония, самые низкие — африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замыкает группу стран с высоким уровнем ИЧР.
Мы за основу типологии стран мира принято подразделение их на: 1) экономически развитые и 2) развивающиеся.
Экономически развитые страны. К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.
Первую из них образует «большая семерка стран Запада», в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.
Пример. На долю стран «семерки» приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.
Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки».
Третью подгруппу образуют внеевропейские страны — Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.
Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.
Развивающиеся страны.
Кразвивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство завоевало ее в послевоенный период.
Огромный разноликий мир развивающихся стран (когда существовало деление на мировую социалистическую и капиталистическую системы, его обычно называли «третьим миром») внутренне очень неоднороден, и это затрудняет типологию входящих в него стран. Подобные типологии предлагались многими учеными, но ни одна из них не стала общепринятой. Тем не менее хотя бы в первом приближении развивающиеся страны можно подразделить на шесть следующих подгрупп.
|
|
Первую из них образуют так называемые ключевые страны — Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.
Пример. Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.
Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.
К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран и вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Гонконг. А ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.
Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
В пятую, самую большую подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.
|
|
Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют «четвертым миром»), В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВПсоставляет всего 100—300 долларов в год.
Пример. ВАзии к этой подгруппе относятся Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, в Африке — Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, в Латинской Америке — Гаити. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день).
Страны с переходной экономикой.
Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ были и экономически развитые (Россия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую восьмерку» стран мира, Украина и др.), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в политическом строе (социалистическая страна), так и в социально-экономическом развитии. В последнее время Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине великой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВПв этой стране с огромным населением составляет всего 500 долларов.
Основные формы правления.
Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Существуют две основные формы правления.
Республиканская форма правления распространена особенно широко: 3/4 всех стран мира — республики.
Республика — такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная — правительству. После завоевания политической независимости республиканскую форму правления приняло большинство освободившихся стран. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран.
В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские.
В президентских республиках (США, Аргентина, Бразилия и др.) президент, наделенный очень большими правами, сам возглавляет правительство.
В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Но в реальной жизни многие парламентские республики с правительствами, возглавляемыми премьер-министрами, предоставляют своим президентам такие большие полномочия, что фактически они мало чем отличаются от президентских республик. Таковы, например, Франция, Югославия, Египет, а также Россия и большинство других стран СНГ. Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне по форме правления должны быть отнесены к социалистическим республикам.
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение: монархий в мире всего 30.
Монархия — такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь, султан и т. д. Эта верховная власть передается по наследству. Среди них преобладают конституционные монархии, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная—правительству, тогда как сам монарх, можно сказать, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, напоминающей о былом величии «короны».
Пример. Великобритания — самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства. судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи. Король подписывает законы, принятые парламентом. Со времени нормандских завоеваний королевская санкция дается в традиционной формулировке: «Так хочет король (королева)!». Пример. Япония—конституционная монархия, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная — кабинета министров.
В абсолютных монархиях, напротив, власть монарха почти не ограничена. Но таких стран на современной
политической карте мира осталось мало, в основном в районе Персидского залива.
Пример. Саудовская Аравия — абсолютная монархия, где глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей, а также духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи.
Одной из более редких разновидностей абсолютной монархии может считаться теократическая монархия. В теократических монархиях (от греч. Теос — бог) монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви Примеры теократических монархий — город-государство Ватикан в Риме, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней в Юго-Восточной Азии.
Общее число монархий в мире остается относительно стабильным. Обычно бывшие монархии становятся республиками. Но за последние четверть века все же было два случая провозглашения новых монархий. В 1975 г. после смерти генерала Франко, долго правившего Испанией, эта страна стала монархией во главе с королем Хуаном Карлосом I из династии Бурбонов. В 1993 г. после 23-летнего существования республиканского строя монархическая форма правления была восстановлена в Камбодже.
Основные формы административно-территориального устройства.
Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориального устройства (деления). В этом отношении все страны подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство (от лат. — единство) имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Государств с унитарным устройством в мире подавляющее большинство
Федеративное государство (от лат.— союз, объединение) имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Федеративное устройство имеют лишь 22 страны. В некоторых из них (Россия, Швейцария, Индия, Нигерия) оно связано с национально-этническим принципом, в других (ФРГ, Австрия, США) — с историко-географическими особенностями.
В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам, таким, как Россия, Югославия, Индия, ЮАР, Канада.
Пример. Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 г. парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.
4. Проверка усвоения (понимания) новых знаний
Обобщающая беседа со студентами.
Ответы на вопросы:
Ø Чем различаются страны по формам правления и административно-территориального устройства?
Ø Какие из перечисленных ниже стран могут являться примерами:
А) стран, имеющих республиканскую форму правления – Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия?
Б) стран, имеющих федеративное административно-территориального устройства – Великобритания, Куба, США, Германия, Франция, Индия, Египет, Бразилия?