Учебная программа учреждения высшего
Образования
По учебной дисциплине для всех специальностей
2019 г.
Учебная программа составлена на основе образовательных стандартов по специальностям и учебныхпланов рег. № 1 36-1-008 от 15.02.2019; №1 53-1-008-1 от 15.02.2019; №1 37-1-001-1 от 15.02 2019; № Е 28-01 02-2 от 15.02.2019; №Е 27-1-006-1 от 15.02.2019; №Е 27-11-001-1 от 15.02.2019; №1 54-1-004-1 от 15.02.2019; №1 53-1-003-1 от 15.02 2019; №1 40-1-009-2 от 15.02 2019; №1 36-1-016-2 от 15.02.2019; №1 36-1-001-1 от 15.02.2019; №1 36-1-009-1 15.02.2019; № Е 25-1-005-1 р от 28.03.14; № Е 25-1-007/р от 28.03.14; № I 37-1-001-1/р от 28.03.14; № J 70-1-004-1/р от 28.03.14; № I 36-1-008-3.1 от 28.02.18; № I 36-1-008-3.2 от 28.02.18; № I 37-1-017-2 от 22.09.17; № J 70-1-001-2 от 22.09.17.
СОСТАВИТЕЛЬ Ю. Н. Лопацкий, канд. филос. наук, доцент.
Рецензенты:
В. А. Макаревич, канд. ист. наук, доцент кафедры общей теории права и гуманитарных дисциплин «БИП – Институт правоведения».
Т. В. Опиок, канд. ист. наук, доцент кафедры истории Беларуси МГУ имени А. А. Кулешова.
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой гуманитарных дисциплин
(протокол № 10__ от 23.04. 2019 г._____________)
Заведующий кафедрой С. Е. Макарова
Научно-методическим советом Белорусско-Российского университета
(протокол № 5 от 19.06.2019 г.)
Зам. председателя
Научно-методического совета ______________ С.А. Сухоцкий
СОГЛАСОВАНО:
Начальник учебно-методического
отдела ______________ О.Е. Печковская «__» ___________ 2019 г.
Ведущий библиотекарь ______________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество переживает очередной этап трансформации, который нередко называют глобализацией. Она оказывает мощное влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и на образование, особенно высшее. Все новые средства коммуникации, интернет, поиск и утверждение общих правил сохранения и реализации интеллектуальных достижений лиц и корпораций и многое другое очерчивают новые параметры и новые задачи существования одного из самых значимых достижений проявлений цивилизации - Университета.
На всех исторических этапах Университет олицетворял и выполнял несколько функций. Прежде всего, это функция образовательная, предполагающая освоение, передачу и сохранение знаний, вырабатываемых человечеством на том или ином этапе его цивилизационного развития. Тем самым создаются предпосылки не только развития интеллекта, но и его использования в материальных и духовных сферах. Во-вторых, функция социальная, состоящая в том, что университетское образование способствует развитию, воспитанию и социализации как индивида, так и всего общества. Поэтому изучение феномена Университета должно занимать важное место в системе гуманитарных дисциплин высшего образования. В связи с этим преподавание учебного курса «Университетоведение» в Белорусско-российском университете следует рассматривать как весьма актуальную и перспективную новацию.
Цель учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины является: представление и закрепление в мировоззрении студентов целостной системы знаний по истории развития университетов; выяснене роли университетов на современном этапе; изучение истории становлении и развитии Могилевского машиностроительного института, Могилевского государственного технического университета, Белорусско – Российского университета. Формирование патриотизма, гражданственности и корпоративной культуры. Своевременное получение студентами полезной и необходимой информации о Белорусско-Российском университете для успешного процесса обучения.
Задачи учебной дисциплины
Задачами учебной дисциплины являются выяснение назначения университета как цивилизационного феномена и определение главных этапов из истории развития университетов. Изучение особенностей создания технических университетов в мире, Европе, России и Беларуси. Формирование представлений о современном состоянии, проблемах и тенденциях развития университетской системы образования на общецивилизационном и лакально-региональном уровнях. Изучение структуры и системы управления Белорусско-Российского университета, становления и развития его материальной базы, факультетов, кафедр, структурных подразделений. Изучение особенностей образовательного процесса, достижений научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студенчества и международных связей Белорусско-Российского университета.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные этапы и тенденции развития университетов;
- особенности развития и исторические пути университетского образования на белорусских землях;
- главные тенденции развития университетов, проблемы и перспективы;
- современное состояние университетов в Беларуси и зарубежных странах;
- историю становления материальной базы, развития образовательного процесса Могилевского машиностроительного института;
- особенности становления университетской системы образования на материалах Могилевского государственного технического университета;
- особенности становления, развития и перспективы университетской системы образования на материалах Белорусско-Российского университета;
- научные достижения профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов ММИ-МГТУ-Белорусско-Российского университета;
- деятельность факультетов, кафедр, структурных подразделений, направленную на создание оптимальных условий для подготовки высококвалифицированных выпускников.
уметь:
- применять общеисторические методы и принципы при изучении развития университетов;
- использовать цивилизационный подход в изучении истории университетов и постижение феномена университета;
- обосновать роль университетов в создании различных сфер деятельности человеческой цивилизации;
- определить роль Белорусско-Российского университета в развитии культуры, системы управления, науки, научно-технического прогресса в Беларуси и приграничных регионах с Российской Федерации;
- применять полученные знания при решении конкретных профессиональных задач и организационно-управленческой практике;
- уметь учиться и повышать свой образовательный и профессиональный уровень в течении жизни;
- уметь эффективно и результативно использовать созданные в Белорусско-Российском университете для становления высокообразованной, профессионально-грамотной и гуманной личности;
- вносить высокую интеллектуальную и общегуманитарную составляющую в общественную – производственную жизнь региона и страны.
владеть:
- понятийным аппаратом, раскрывающим систему становления и развития университетской системы образования;
- базовыми знаниями об основных этапах и тенденциях развития университетов от их зарождения до наших дней;
- глубокими знаниями о роли университетов в жизни белорусского обшества в истории и на современном этапе развития Республики Беларусь;
- многочисленными фактами и убедительной аргументацией о роли и достижениях ММИ-МГТУ-Белорусско-Российского университета;
- навыками ведения дискуссии о достижениях и перспективах эффективного развития Белорусско-Российского университета по всем направлениям образовательно – воспитательной, научно-исследовательской и международной деятельности.