Поздний романтизм на рубеже двух веков продолжает существовать наряду с новыми течениями. В произведениях Г. Малера, Р. Штрауса, раннего А. Шенберга, К. Шимановского сохраняется типично романтическая образность:
• патетическая героика, жажда жизни, самоутверждения: Г. Малер - Первая, Пятая, Седьмая симфонии; Р. Штраус - симфонические поэмы «Жизнь героя», «Дон Жуан» «Так сказал Заратустра»;
• экспрессивная лирика как проявление романтической сверхэмоциональности: Третья, Восьмая симфонии Малера; симфонические поэмы Р. Штрауса - «Смерть и Просветление», «Дон Жуан», оперы Р. Штрауса «Гунтрам», «Feuersnot»; секстет А. Шенберга «Просветленная ночь», симфония «Песнь о ночи» К. Шимановского;
• гипертрофированный психологизм, рефлексия, характерно романтическая раздвоенность сознания: Шестая, Девятая симфонии Г. Малера, «Пеллеас и Мелизанда», «Лунный Пьеро» А. Шенберга;
• ирония, гротеск: гротесковые части Первой, Второй, Четвертой, Пятой, Шестой, Девятой симфоний Г. Малера; симфонические поэмы «Тиль Энленшпигелъ», «Дон Кихот», юмористические эпизоды «Домашней симфонии», поэмы «Жизнь героя», «Так сказал Заратустра» Р. Штрауса.
В плане преемственности романтической традиции - сохранение стилевых
штрихов, унаследованных от музыки Ф. Листа, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, А. Брукнера.
Однако все характерные приметы музыкального языка романтиков усложняются и существенно обогащаются. Продолжается процесс хроматизации мелодики, внедрения в нее экспрессивно-патетических декламационных интонаций.
Гармонический язык тяготеет к листо-вагнеровской «тристановской» аккордике с ее изысканными альтерациями н энгармоническими модуляциями, к «расширенной тональности». Возрастает роль полифонии и фактуры в целом.
Особенно радикально обогащаются, становятся декоративно-колористическими оркестровые стили:
• вводятся редко применяемые инструменты: саксофоны, орган, челеста, гобой д амур, баритоновый гобой, ветряная машина, трещотка, кастаньеты, вибрафон, ксилофоны, орган в произведениях Р. Штрауса; альпийские колокольчики, деревянные бруски, прут, молот, малый (военный) барабан, мандолина, почтовый рожок, теноргорн, фисгармония, орган в симфониях Г. Малера;
• тяготение к приему тембровых парадоксов: «визгливый» тембр контрабаса в высоком регистре, низкая, «хрипящая» флейта в Первой симфонии Малера; изобилие темброво-изобразительных находок в сочинениях Р. Штрауса, имитирующих шелест саней, мчащихся по снегу
в «Альпийской симфонии», стекание капель с упавшего в воду Дон-Кихота, шелест газетных страниц в «Арабелле» и т.п.
• применение гигантских сверхсоставов оркестра (Вторая, Пятая, Шестая,
седьмая симфонии Малера, «Домашняя симфония» и «Жизнь героя»
Р. Штрауса), либо, напротив, использование в партитуре изысканно импрессионистических приемов - глиссандо, дивизи, флажолеты, альпийские колокольца, «хрустальные» пассажи челесты н арфы и прочее (разработка первой части Шестой симфонии Малера, Nachtmusik его Седьмой симфонии, лирические эпизоды симфонических поэм и опер Р. Штрауса, «Песнь о ночи» К. Шимановского).
В стиле композиторов позднеромантической эпохи прослеживается также формирование новейших тенденций: расширение тональности (своеобразная двенадцатитоновость в одном из эпизодов симфонической поэмы «Так сказал Заратустра» Р. Штрауса): приметы атональности в ряде эпизодов Десятой симфонии Малера; использование кластера в «Дон-Кихоте», операх «Саломея» и «Электра» Р. Штрауса.
В начале XX столетия поздний романтизм подвергается своеобразной деформации, как бы отпочковывая изнутри себя новые стили, «размываясь» под воздействием:
• экспрессионизма (поздний Малер» оперы Р. Штрауса 1905 - 190? годов» опера Шрекера «Дальний звон», ранние сочинения А. Шенберга;
• натурализма (Штраус, Шрекер);
• символизма (Шенберг, Штраус);
• неоклассицизма (Четвертая симфония Манера, финалы его Пятой н Седьмой симфоний, оперы Р.Штрауса «Кавалер розы», «Ариадна», «Дафна», «Арабелла», «Любовь Данаи»).
В тематике сочинений и их литературных программах намечается воздействие влиятельных для искусства XX века философских и литературных концепций:
• Ф. Ницше («Так говорил Зарагуетра», «Жизнь героя» Р. Штрауса);
• А. Шопенгаузра («Смертъ и просветление» Р.Штрауса);
• С. Георге (вокальный цикл АШенберга из «Книги висячих садов»);
• М.Метерлинка (симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизаяда» А.Шенберга);
• О.Уайльда (опера «Саломея» Р.Штрауса).
При этом нужно сделать вывод, что поздний романтизм в ряду художественных тенденций искусства на рубеже веков является течением специфически музыкальным, почти не имеющим аналогов среди других видов искусства.