Музыкальный язык оперы

Атональность, как ведущий принцип оперы, сочетается с наличием ладовых

центров в отдельных сценах (Колыбельная Марии в 1-м действии, Инвенция на

одну тональность в 3-м действии).

В вокальных партиях часто применяется Sprechgesang, (I акт, 2 картина, П акт, 3 и 4 картины; Ш акт, 3 и 4 картины), что обычно связывается в опере с ирреальной образностью, галлюцинациями Воццека. Появляется также обычная речь на фоне музыки (3 картина I акта, 4 картина II акта, 4 и 5 картины III акта).

Широкое использование бытовых, в особенности танцевальных жанров (вальс, лендлер, марш, полька), поданных в атональной манере, гротесково деформированных. Такова полька, исполняемая на расстроенном фортепиано в 3 картине III действия (сцена в кабаке).

Оркестр с расширенной группой деревянных духовых и ударных (несколько малых барабанов, малый и большой там-там, несколько видов тарелок, прутья, треугольник и др.). Введены ксилофон, челеста и арфа. Кроме того, в опере участвуют камерный оркестр и сценические ансамбли с дополнительными инструментами (аккордеон, гитара, бомбардон, расстроенное пианино).

Опера основана на подлинном симфоническом развитии с применением развитой системы лейтмотивов; впечатляет мастерство композитора в симфонической трансформации тем (например, темы Колыбельной). Огромная смысловая роль отводится оркестровым интерлюдиям. Кульминационная из них -«Инвенция на одну тональность» перед финальной сценой третьего действия. Сам А.Берг определил ее как «Голос, обращенный ко всему человечеству», как своеобразное авторское резюме.

Иллюстрации: фрагменты из оперы Берга «Воццек» (первое действие; сцена в казарме и сцена на танцплощадке из второго действия; третье действие, начиная со второй картины).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: