В соответствии с заключенным между организациями договором покупателю необходимо принять товар, переданный поставщиком, и оплатить необходимую денежную сумму. Для правильного отражения операций с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете необходимо:
- определить момент постановки товара на баланс организации;
- оценить приобретенный товар;
- отразить право собственности на товар и кредиторскую задолженность перед поставщиками;
- зафиксировать погашение задолженности.
Информацию о расчетах с поставщиками и подрядчиками обобщает счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [5. С.52]. На данном счете отражаются расчеты за приобретенные товары, потребленные услуги, выполненные работы. Т.е. данное направление бухгалтерского учета относится к учету обязательств, возникающих в связи с приобретением у сторонних организаций товаров, услуг, работ. Счет является активно-пассивным и подытоживает дебиторскую и кредиторскую задолженности организации.
Кредитуется он на сумму фактически принимаемых к учету активов в корреспонденции со счетами учета этих активов или счетами учета затрат:
- 07 – оборудование к установке;
- 08 – вложения во внеоборотные активы;
- 10 – материалы;
- 15 – заготовление и приобретение материальных ценностей;
- 20 – основное производства;
- 23 – вспомогательное производство;
- 25 – общепроизводственные расходы;
- 26 – общехозяйственные расходы;
- 29 – обслуживающие производства и хозяйства;
- 41 – товары;
- 44 – расходы на продажу.
Данные операции также отражаются на кредите счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому поставщику в отдельности, по каждому договору или предъявленному счету, при этом сведения должны быть сгруппированы по срокам оплаты и обеспечивать необходимыми данными о неоплаченных в срок документах, о выданных авансах, неотфактурованных поставках и т.д.
При расчетах с поставщиками и подрядчиками основным документов является счет-фактура, выписанная поставщиком. Счет-фактура содержит информацию о приобретенных товарах или услугах с указанием количества, цены и единицы измерения, а также стоимости всех товаров без НДС.
Обязательно должны быть указаны сведения о размере налоговой ставки и суммы НДС.
Если организация применяет журнально-ордерную форму учета, операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками регистрируются в журнале-ордере №6. Записи ведутся в хронологической последовательности с подробной расшифровкой по каждому поставщику. Ежемесячно подводятся итоги оплаченных сумм по дебету и причитающихся сумм к оплате по кредиту, затем данные переносятся в Главную книгу.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками предполагает открытие следующих субсчетов:
- 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам»;
- 60-02 «Расчеты по неотфактурованным поставкам»;
- 60-03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным»;
- 60-04 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам»;
- 60-05 «Расчеты с дочерними обществами»;
- 60-06 «Расчеты с зависимыми обществами»;
- 60-08 «Расчеты по векселям, выданным прочим контрагентам»
В рамках группы взаимосвязанных организаций, о хозяйственной деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, учет дебиторской и кредиторской задолженностей ведется обособлено по каждому подразделению.
Методы экономического анализа (расчетная часть)
Вариант 1