Выпускная квалификационная работа

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

«Организационно-экономические аспекты закупочной деятельности предприятия»

 

Допущено к защите: Зав.кафедрой торгового дела д.э.н., профессор ________________О.В. Чкалова    подпись     Выполнил: студент группы 35161-ТО-2 направление 38.03.06 «Торговое дело» Удалов Андрей Сергеевич _________ ________________________________ Ф.И.О., подпись    
     
    Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры торгового дела ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Кирюшин Сергей Александрович _________________________________________ Ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., подпись

 

Н.Новгород, 2020 г.

 

Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы закупочной деятельности на предприятии розничной торговли. 7

1.1. Сущность и специфика закупочной деятельности на предприятии. 7

1.2. Способы, методы и виды закупок в компании розничной торговли. 11

1.3. Методы оценки эффективности закупочной деятельности. 16

Список использованных источников. 20

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что закупки являются одной из главных составляющей в повышении конкурентоспособности и эффективности предприятия, так как именно в них сосредоточена наибольшая часть затрат в себестоимости готовой продукции.

В настоящее время главными задачами для предприятий являются повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также адаптация и быстрое реагирование на возникающие со стороны внешней среды изменения. Обеспечение эффективного функционирования промышленного предприятия во многом определяется его закупочной деятельностью, в том числе ритмичностью, надежностью и согласованностью процесса организации закупок.

Уменьшение затрат в закупочной деятельности является одним из способов повышения эффективности деятельности предприятия. Данное преимущество может достигаться с помощью внедрения информационных технологий, а именно внедрения электронных торгов. Закупочная деятельность направлена на то, чтобы предприятие своевременно получало необходимое по количеству и качеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного и добросовестного поставщика, с хорошим сервисом и по выгодной цене.

Закупочная деятельность представляет собой приобретение товаров различного назначения для их конечной реализации. В этом случае торговые предприятия являются эффективным помощником для производителей товаров, так как помогают наиболее полно и точно удовлетворять потребности конечного потребителя. Правильно организуя закупочную деятельность, предприятие не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.

Цель выпускной квалификационной работы: исследование организационно-экономических аспектов закупочной деятельности ООО «Потенциал». Для достижения поставленной цели, необходимо найти решение следующих задач:

– исследовать сущность и специфику закупочной деятельности на предприятии;

– рассмотреть способы, методы и виды закупок в компании розничной торговли;

– исследовать методы оценки эффективности закупочной деятельности;

– провести финансово-экономический анализ ООО «Потенциал»;

– проанализировать процесс закупочной и коммерческой деятельности исследуемой компании;

– проанализировать процесс управления товарными запасами исследуемого предприятия;

– предложить мероприятия по совершенствованию планирования закупочных процедур ООО «Потенциал»;

– разработать проект по совершенствованию закупочной деятельности;

– рассчитать экономическую эффективность проекта по совершенствованию закупочной деятельности предприятия.

Объект исследования: ООО «Потенциал».

Предмет исследования: закупочная деятельность ООО «Потенциал».

При написании работы были использованы следующие материалы: годовые отчеты ООО «Потенциал», статистические данные, отраслевые журналы, научная литература, методическая литература.

Методической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы являются работы в сфере закупочной деятельности предприятия, а именно: Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, М. Джиллингем, К. Лайсонс, Т.А. Родкиной, Д. Уотерс, Л.Р. Храмцова, Д.В. Чернова

В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: ……(лучше добавить из 2-й главы после завершения ВКР).

Практическая значимость работы зависит от возможности использовать результаты для улучшения закупочной деятельности компании.

Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в ……(лучше добавить после завершения ВКР).

Ожидаемая эффективность выпускной квалификационной работы состоит в…(лучше добавить после завершения ВКР).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 35 наименований и приложений.

Глава 1. Теоретические основы закупочной деятельности на предприятии розничной торговли

1.1. Сущность и специфика закупочной деятельности на предприятии

Любое современное торговое предприятие сталкивается с проблемами в попытках организовать эффективную закупочную логистику. Под закупочной логистикой принято понимать весь комплекс мероприятий по обеспечению предприятия, качественными товарами. Построение и развитие закупочной логистики – основное направление и приоритет развития торговых компаний. Перед руководством и линейным персоналом компании на регулярной основе выставляются задачи и цели по повышению эффективности закупочной логистики компании, так как это обеспечивает и повышает конкурентоспособность компании и повышает ее прибыльность[1].

Ссылки нужно в квадратных скобках далее по всей главе [1, С. 367].

Для успешного функционирования промышленных предприятий важна эффективная организация закупочной деятельности. Закупочная деятельность означает процесс, выполняемый организационной единицей, которая в качестве функций отвечает за получение материалов требуемого качества в требуемом количестве, в требуемое время и по требуемой цене, за управление поставщиками, тем самым внося свой вклад в конкурентное преимущество предприятия и реализацию корпоративной стратегии.

В зарубежной практике для определения сферы деятельности по обеспечению фирмы материальными ресурсами или готовой продукцией используют понятия «Purchasing». Этот термин переводится как «закупки». Лайсонс К. и Джиллингем М. рассматривают закупочную деятельность с различных точек зрения: как функцию, как процесс, как цепь поставок или цепь издержек, как учебную дисциплину и направление профессиональной деятельности[2].

В отличие от зарубежных авторов в российском понимании термин «закупки» носит более широкий смысл и практически заменяет термин «снабжение». Это может быть связано с разночтениями в переводе, а также с относительно менее развитой практикой организации закупочной деятельности на российских предприятиях[3].

Для лучшего понимания отличия между определениями «закупок» зарубежных и отечественных авторов обратимся к таблице 1.

Таблица 1 – Трактовки понятия «закупки» различными авторами

Автор Трактовка понятия «закупки»
Лайсонс К. и Джиллингем М «Закупки как функция – это снабжение требующимися предметами в любых их видах, закупки как процесс – это совокупность субпроцессов или этапов, направленных на достижение результатов. Закупочная деятельность в цепи поставок является звеном в последовательности процессов, при помощи которых проекты и ресурсы трансформируются в готовую продукцию, удовлетворяющую запросы покупателей»
Уотерс Д. Логистика «Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации». «Закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок».
Аникин Б.А., Родкина Т.А «Закупки – деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов»
Гаджинский А.М. «Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему»

 

Роль закупочной деятельности промышленного предприятия определяют следующие факторы:

- изменение доли затрат на закупаемые материалы в общем объеме затрат предприятия;

- техническая сложность закупаемых продуктов и компонентов;

- изменение ассортимента производимой продукции, которую производит промышленное предприятие;

- увеличение конкуренции в конкретной отрасли;

- расширение практики использования конкурентных закупок;

- внедрение современных технологий в процесс закупки;

- выделение предприятиями определенных надежных поставщиков

Грамотно организованные закупки, прежде всего, уменьшают риск убытков. Убытки предприятия, которые связаны с отсутствием необходимых материалов и компонентов могут возникнуть из-за неэффективной закупочной деятельности, например, из-за нарушений сроков и (или) условий поставки[4].

При организации закупок важную роль играет качество закупаемых материалов, так как именно от них зависят потребительские свойства производимой продукции, которая непосредственно влияет на прибыль предприятия[5].

Выделяют следующие функции закупок:

- обеспечение непрерывного потока сырья, комплектующих, а также своевременного предоставления услуг, необходимых для эффективной работы предприятия;

- минимизирование расходов, которые связаны с запасами для того, чтобы обеспечить непрерывный поток материальных ресурсов;

 - поддержание и повышение качества производимой продукции, которая должна отвечать необходимым требованиям и стандартам;

- поиск добросовестных и надежных поставщиков. Эффективность закупочной деятельности зависит от способности выгодно взаимодействовать с поставщиками, а также постоянно улучшать деловые отношения с ними;

- соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки;

- повышение конкурентоспособности. Одним из факторов конкурентоспособности предприятия является способность контроля всех расходов связанных с закупками, а также временных параметров для того, чтобы избежать неприбыльной деятельности;

В процессе обеспечения предприятия определяются вопросы – что, сколько, у кого, на каких условиях закупить. Этот круг вопросов определяют задачи, которые представлены в схеме ниже (рис. 1):

Рисунок 1 – Задачи закупочной деятельности

Закупочная деятельность имеет большое значение в организации и функционировании предприятия. Без обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами невозможно производство продукции, соответственно невозможна дальнейшая реализация и получение прибыли. Также благодаря закупочной деятельности на производство поступают качественные материалы и комплектующие. Этому способствует тщательный отбор добросовестных поставщиков, а также соблюдение принципа «цена-качество»[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что закупочная деятельность – это комплексное и многогранное понятие, которое имеет множество функций и обеспечивает бесперебойное производство на предприятии.

1.2. Способы, методы и виды закупок в компании розничной торговли

Работа предприятия по закупкам товаров включает в себя следующие коммерческие операции:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса;

- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

- организация хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;

- организация учета и контроля над ходом выполнения договорных обязательств[7].

Рисунок 2 – Схема процесса закупочной деятельности

Одним из важных элементов закупочной работы предприятия является выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров. Для организации оптимальных закупок оптовые покупатели должны хорошо знать ассортимент производимых товаров, производственные возможности своего региона, состояние экономики региона[8].

Эта информация позволяет предприятию выбрать наиболее подходящий для него источник поступления товаров.

Все способы закупок можно разделить на две группы – конкурентные и неконкурентные. Структуру каждой группы закупок можно представить в виде схемы (рис.3).

Рисунок 3 – Способы закупок

Следующий этап закупочной работы предполагает установление хозяйственных связей с поставщиками. В условиях рыночной экономики большое значение придается самостоятельное установление и регулирование этого вида взаимоотношений на базе правовых норм гражданского законодательства[9].

Успешное осуществление коммерческой деятельности зависит во многом от своевременного исполнения сторонами договора поставки. Поэтому важной составляющей закупочной деятельности предприятия является организация повседневного контроля исполнения договоров и хода поставок товара.

Планирование закупочной деятельности состоит из следующих этапов:

- сбор информации;

- анализ потребности и возможностей (поставщика и покупателя);

- выбор стратегии закупки;

- определение метода закупок;

- оперативные решения, связанные с процессом товаро-продвижения;

- контроль за выполнением договора;

- анализ хода выполнения плана;

- корректировка плана.

Рациональная организация закупки означает приобретение товаров нужного качества в нужном количестве в нужное время у надежного поставщика по приемлемой цене.

Оптимальный объем закупки (оптимальный уровень заказа - ОРЗ) - уровень закупки, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки на хранение товаров[10]

Изучение и выбор источников и методов закупки являются одним из важнейших этапов закупочной работы.

Основными методами закупки товаров являются:

- Прямой метод;

- Косвенный метод.

Прямой метод закупки товаров предполагает установление прямых связей между продавцом и оптовым покупателем. При этом методе может быть использовано три основных способа прямой продажи товаров: развозная торговля; посылочная торговля; торговля через принадлежащие производителю магазины.

Закупка в порядке прямых связей состоит из трех основных этапов:

- Подготовка к заключению договоров;

- Заключение договоров;

- Исполнение договоров[11].

При косвенном методе покупка товаров производится через торгово-посредническое звено на основе специального договора с торговым посредником. В этом случае посредником может выступать как оптовый, так и розничный торговец. Чем больше число посредников использует предприятие, тем меньше контактируют между собой непосредственно потребители и производители, тем медленнее продвигается товар.

В качестве посредников при организации закупочной работы могут выступать:

- Оптовые предприятия федерального и регионального уровня, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности;

- Посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним прав собственности на товар - дистрибьюторы;

- Товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки.

Посредником может выступать одно лицо. Виды посредников:

- агент - лицо, уполномоченное другим лицом действовать от его имени. Агенты делятся на генеральных и специальных. Генеральный агент - лицо, которому даны полномочия вести дела своего патрона, относящиеся к определенной сфере деятельности. Специальный агент - лицо, которое выполняет действия по поручению патрона, которые не входят в его обычные профессиональные обязанности;

- брокер - агент, который сводит две стороны и дает возможность заключить контракт. Его вознаграждение представляет собой комиссию (куртаж), которая рассчитывается как процент от суммы, фигурирующей в контракте;

- дилер - лицо, которое заключает от своего имени сделки, выступая в роли принципала на фондовой бирже, товарный коммерсант в отличие от брокера или агента;

- джоббер - дилер, который на свой страх и самостоятельно покупает и продает товары;

- дистрибьютор - независимый посредник или один из цепочки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потребителей;

- маклер - работник биржи, ведущий торги на бирже[12].

В таблице 2 представлены достоинства и недостатки методов закупочной деятельности.

Таблица 2 – Достоинства и недостатки методов закупочной деятельности

Преимущества метода Недостатки метода
При оптовых закупках  
1. Простота оформления документов 2. Гарантия поставки всей партии 3. Повышенные торговые скидки 1. Большая потребность в складских помещениях 2. Замедленная оборачиваемость капитала 3. Повышаются издержки на хранение

При регулярных закупках мелкими партиями

1. Ускоряется оборачиваемость капитала 2. Экономия площади складских помещений 3. Сокращение затрат на документирование поставки, т.к. оформляется заказ на всю поставку 1. Вероятность заказа избыточного количества товара 2. Необходимость оплаты всего количества товаров в заказе

При получении товара по мере необходимости

Особенности этого метода: количество товаров определяется приблизительно, оплачивается только поставленное количество товаров, перед выполнением каждого заказа поставщики связываются с покупателем. 1. Отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров 2. Минимум работы по оформлению документов  

При закупке с немедленной сдачей

При этом методе покупаются нечасто используемые товары-товар заказывается тогда, когда он требуется и вывозится со складов поставщиков 1. Увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе 2. Мелкие размеры заказов 3. Множество поставщиков
При ежедневных закупках по котировочным ведомостям  
При использовании такого метода закупки закупаются дешевы и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают сведения о полном перечне товаров, требуемом и имеющемся количестве товаров  
Котировочные -характеризующие некоторое соотношение  
1. Ускорение оборачиваемости капитала 2. Снижение затрат на складирование и хранение 3. Своевременность поставок  

 

Таким образом, закупки товаров могут производиться различными методами и способами, которые наиболее подходят оптовому покупателю, зависят от специфики его деятельности, размеров и других факторов.

Здесь в п.1.2 нет видов закупок, рекомендую добавить.

1.3. Методы оценки эффективности закупочной деятельности

Планирование закупок имеет большое значение для успешной работы предприятия на сегодняшний день. Для того, чтобы определить эффективность закупочной деятельности нужно провести комплексную оценку отделов, занимающихся осуществлением закупочной деятельности. Для оценки эффективности важно учитывать выполнение следующих составляющих: план закупочной деятельности, бюджет предприятия, объем вырученных средств, объем и стоимость упущенных продаж, общий объем операций, производительность труда и транспортные издержки[13].

Проводя анализ этих данных появляется возможность примерно определить стоимость тех или иных закупочных операций в процессе осуществления закупочной деятельности на предприятии. На основе анализа можно сделать вывод об эффективности функционирования применяемых способов и определить имеющиеся проблемные моменты.

Осуществление контроля над деятельностью отделов, которые принимают непосредственное участие в осуществлении закупочной деятельности, проводится по трем показателям: время, цена и надежность поставщика. Фактор времени включает в себя контроль поставок и последствий, которые возникают в результате задержек и опозданий, связанных как с поставкой товара, так и с оформление и подписанием закупочной документации. Для анализа фактора времени рассчитываются и анализируются следующие показатели[14]:

- доля задержанных заказов;

- доля ситуаций, когда просрочка доставки вызвала ощутимое отсутствие товара на складе.

Для анализа фактора цена проводится анализ цен, которые были уплачены при закупке продукции, а именно сравнение текущих цен с ранее намеченными. Всесторонний анализ проводится по нижеперечисленным показателям:

- цены, уплаченные поставщикам;

- стандартные и расчетные цены;

- индексы средних цен, уплаченные в каждой товарной группе;

- изменения цен, произошедшие в результате переговоров.

Надежность поставщика анализирует соответствие объема качества поставки к тем условиям, которые зафиксированы в договоре. Их оценка проводится по следующим показателям:

- снижение издержек на закупку в общей структуре логистических издержек;

- значение уровня брака закупаемой продукции;

- размер закупок, совершенных вовремя;

- число получаемых и обслуживаемых заявок;

- доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки.

На практике для оценки качества закупочной деятельности предприятия применяют следующие показатели, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели оценки качества закупочной деятельности

Показатель Формула для расчета Информационное обеспечение

Оценка эффективности закупочной деятельности:

Коэффициент обеспечения по плану Qвн. – покрытие потребности из внутренних источников; Qдог. – плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку; Qпл. – фактический объем поставок из внешних источников.
Коэффициент обеспеченности фактический Qф. – фактический объем поставок из внешних источников.

Оценка исполнения контракта:

Коэффициент исполнения условий контракта по поставке Тпр ‐ количество дней просрочки поставки; Тф ‐ фактический срок поставки в днях.
Коэффициент исполнения условий контракта по качеству продукции Кр – количество рекламаций; Кзк – количество заключенных контрактов.
Коэффициент расторгнутых контрактов в общем числе заключенных контрактов Крк – количество расторгнутых контрактов по инициативе заказчика.

 

Функционирование любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которые оно получает за счет работы с поставщиками. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными[15].

Закупочная деятельность организации направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надёжного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим обслуживанием (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупочной деятельности - одна из важнейшей функции в фирме, поэтому для организации очень важна оценка эффективности проведения закупки материальных ресурсов.

При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценивать работу службы закупок фирмы[16]. Принимается во внимание выполнение плана закупок по объёмным и качественным показателям, соблюдение бюджета фирмы, объём сэкономленных средств. Возможно, также примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций.

Проследив, таким образом, всю деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности работы отдела, а также определить имеющиеся проблемные моменты.

 

Рекомендуются выводы после 1 главы.

 

 

Список использованных источников

Законодательные акты

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: