Формирование предпосылок

РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ

СТРУКТУРЫ СЛОВА

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритми­ческий факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к ли­нейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Вла-сенко, Т.В. Ахутина и др.).

Индикатором сформированности оптико-простран­ственной ориентации, ритмического и динамического по­строения движений являются продуктивные виды дея­тельности, связанные с практическим освоением простран­ства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Упражнения на развитие

Оптико-пространственной

Ориентации

Упражнение 1

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребен­ком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2

Взрослый называет действие предмета или только пред­мет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример.

Взрослый. Пароход плывет...

Ребенок. Далеко!


7


Взрослый. Маша сидит...

Ребенок. Близко!

Можно предложить следующие темы.

Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, маши­на сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играет, зер­кало висит и т.д.



Упражнение 3

Это упражнение — вариант предыдущей игры.

Взрослый. Снег на вершине горы...

Ребенок. Высоко!

Взрослый. Божья коровка на ромашке...

Ребенок. Низко!

Взрослый. Ведро упало в колодец...

Ребенок. Глубоко!

Можно предложить также следующие темы.

Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ны­ряем, наклоняемся за игрушкой и т.д.

Упражнение 4

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед... стоп. Направо... стоп. Вниз (под стол)... стоп. Вверх (встать)... стоп. Влево... стоп, и т.д.

Аналогично можно проводить игру с предметами, пере­мещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).

Упражнения на развитие

Сомато-пространственной

Ориентации

Упражнение 5

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.


Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Ребенок. Сверху.

Взрослый. Где подошвы?

Ребенок. Снизу.

Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

Ребенок. Правый.

Взрослый. Где у человека спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы.

На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т.д.


Упражнение 6

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бед­ро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 7

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показы­вая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указа­тельным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

Упражнение 8

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.

Впоследствии движения рукой и ногой можно выпол­нять одновременно.


9




Упражнение 9

Взрослый просит ребенка выполнять называемые дви­жения без показа образца. Команды берутся из упражне­ния 8.

Упражнение 10

Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет неслож­ные движения, ребенок повторяет каждый раз выполнен­ное движение, отставая на одно. Приведем пример.

Взрослый ставит руки на пояс,  затем вытягивает пра­вую руку в сторону.

Ребенок ставит руки на пояс.

Взрослый выставляет левую ногу вперед.

Ребенок вытягивает правую руку в сторону.

Взрослый поднимает левую руку.

Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.

Упражнения на разбитие ориентации

В двухмерном пространстве

(на листе бумаги)

Упражнение 11

Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 12

От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребе­нок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо... стоп, вверх... стоп, налево... стоп, вверх... стоп

и т.д.

Упражнение 13

Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.



Упражнение 14

Ребенок должен продолжить ряд.

хх/хх/хх/

…<…<…<

о~+о~+о+~

Упражнений 15

Упражнение состоит в копировании ребенком различ­ных фигур (по выбору взрослого) от простых до более слож­ных.

Упражнение 16

 


Рис. 1. К упражнению 16


От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди по­добных, но перевернутых в пространстве (рис. 1).


 


10


11








Упражнение 17

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозна­чают на плане местоположение игрушки, переставляя ее каждый раз. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на плане.

Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: