Особенностью управления таможенной службой является государственно-властный характер и преимущественно правовая форма взаимосвязи и взаимодействия субъекта и объекта управления.
Предметом управленческой деятельности ФТС РФ является:
– внутренний аудит и контроль за соблюдением требований законодательства и выполнением служебных, должностных обязанностей в ФТС, ее территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере ее управления;
– управление объектами государственной собственности;
– организация своей работы и работы территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере ее управления;
– получение безвозмездно от органов государственной власти, Банка России, органов местного самоуправления, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций в соответствии с законодательством;
– образование, ликвидация, реорганизация предприятий, учреждения и организаций, утверждение их положений (уставов), в установленном порядке назначение на должность и освобождение от должности их руководителей, осуществление в пределах полномочий, предусмотренных законом, других функций по управлению объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере управления ФТС.
|
|
Вполне очевидно, что ФТС России создана не ради самосуществования или выполнения абстрактных управленческих функций – задачей ее деятельности является содействие надлежащей экономической составляющей функционирования государства – в частности, относительно наполнения бюджета и государственных целевых фондов общегосударственными и местными налогами, общегосударственными и местными сборами, таможенными и другими платежами.
Поэтому, фактически, рассматривая ФТС как субъект государственного управления, можно согласиться с тем, что предметом управленческой деятельности ее аппарата являются, в основном, нормирование обращения указанных ресурсов, их получения, распределения, потребления и оценка использования.
Также следует отметить, что ФТС России как субъект государственного управления в своей деятельности использует метод административно-правового регулирования управленческих отношений, в частности, административное нормотворчество и распорядительство, а также административные меры правоохранительного характера.
ФТС РФ является самостоятельным субъектом административного права, имеет не только право, но и обязанность вступать в административно-правовые отношения, и в своей деятельности использует методы административно-правового регулирования управленческих отношений. Они усилены понятием «субъект государственного управления» и «субъект-объектные отношения» как основополагающих в науке административного права и государственного управления.
|
|
Управленческо-властные отношения между субъектом и объектом управления появляются, когда субъект и объект государственного управления находятся исключительно в единой, структурно объединенной системе. Так же и ФТС России одновременно выступает в качестве как субъекта, так и объекта управления.
Итак, таможенная служба — это орган исполнительной власти, наделенный определенными законодательством полномочиями по организации внешнеэкономической деятельности, главной целью которого является защита интересов граждан и государства.
Внутреннее управление в системе таможенной службы, то есть обеспечение организации и функционирования системы, осуществляется руководящими подразделениями или должностными лицами таможенной службы, обладающих управленческим воздействием на объект управления (сотрудники, службы, подразделения, органы и их деятельность).
Поэтому указанные логические схемы управления таможенной службой тесно связаны между собой и должны рассматриваться в комплексе и взаимозависимости.
Как и любая управленческая деятельность, управление таможенными органами базируется на ряде законов (табл. 1).
Таблица 1
Законы управления таможенными органами
Законы | Характеристика |
Закон единства | Непрерывность, неразрывность всех элементов и стадий цепи управления |
Закон пропорциональности | Полнота и качество обслуживания основной деятельности системы в целях создания нужного эффекта с минимальными затратами |
Централизованное управление | Непрерывная и устойчивая подчинённость каждого звена системы центральным органам управления |
Закон соотносительности | Соответствие управляющей системы управляемой |
Источник: Климакина Л.А. Особенности управленческой деятельности в таможенных органах // Зажги свою звезду: материалы XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Дню Российской науки (Пятигорск, 08 фев. 2017 г.). – Москва, 2017. – С. 68-78
В ходе поиска решения руководитель осуществляет основные функции управляющего [8, с. 24]:
— отвечает за процесс выработки решения;
— определяет задачи, генерирует инструментарий для решения проблемы;
— осуществляет работу по принятию решения;
— формирует выполнение решения, управляя деятельностью на этапе реализации принятого решения.
Помимо требований, на процесс принятия управленческих решений влияют факторы, которые могут возникать как внутри таможенных органов (внутренние факторы), так и во внешней среде при взаимодействии с участниками ВЭД (внешние факторы). Внутренние и внешние факторы влияния на таможенные органы представлены в таблице 2.
Таблица 2