№ п/п | Этапы проведения | Общественно-значимые КТД | Личностно- ориентированные КТД |
1. | Коллективное целеполагание | Социальные основания выбора дела | Дело как потенциал личностного развития |
2. | Коллективное планирование | Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики | Акцент на индивидуальные цели и задачи |
3. | Коллективная подготовка | Акцент на конструктивность групповой работы | Акцент на добровольность, инициативу каждого |
4. | Проведение коллективно- творческого дела | Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, | Возможности для проявления личностных качеств участников, |
определяющих успех общего дела | структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений | ||
5. | Коллективный анализ | Основные вопросы обсуждения акцентируют значимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности | Вопросы для обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?» |
6. | Последействи е | Проекты, программы социальной направленности | Реализация индивидуальных инициатив, проектов |
Содержание КТД предполагает реализацию одного или нескольких положений в ходе использования их в педагогической практике:
• создание условий для творческого развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям;
• создание условий для личностного и профессионального самоопределения; профилактика асоциального поведения.
Здоровьесберегающая образовательная технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровьесберегающие (здоровьеразвивающие) технологии реализуются на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
В сфере дополнительного образования детей среди здоровьесберегающих технологий наиболее распространены система упражнений:
- в дыхательной гимнастике при обучению вокалу,
- на релаксацию мышц в туристическо - краеведческой и спортивно- оздоровительной направлениях деятельности,
- для юных театралов и для обучающихся в хореографических коллективах, и др.,
а также система мер по проведению занятий с позиции здоровьесбереженения:
- обстановка и гигиенические условия в кабинете;
- вариативность видов учебной деятельности и преподавания;
- темп занятия и нагрузка;
- наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
- физкультминутки и релаксационные упражнения;
-психологический климат на занятии;
- наличие на занятии эмоциональных разрядок и др.
Информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Информационные технологии обучения или информационно- коммуникативные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Они развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
В данном аспекте информационная технология может осуществляться,
как:
- проникающая технология (применение компьютерного обучения по
отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач);
- основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
- монотехнология (когда все обучение, все управление образовательным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели информационных технологий:
· формирование умений работать с информацией, развитие комму- никативных способностей;
· подготовка личности «информационного общества»;
· предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить;
· формирование у детей исследовательских умений, умений прини- мать оптимальные решения.
С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального и дистанционного обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Также, уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:
· переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
· привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
· интерактивное общение, слежение за событиями через междуна- родные серверы.
Однако, применение в образовательном процессе современных информационных ресурсов во многом зависит от уровня владения педагогом дополнительного образования ИКТ – компетентностью и материально- технической базы образовательной организации.
Таким образом, педагогические технологии, применяемые в сфере дополнительного образования детей могут радикально перестроить образовательный процесс. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения педагогических технологий – дать почувствовать детям радость труда, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Используемая литература:
1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. Год издания 2001. http://www.iu.ru/biblio/archive/resvanov_obrasovanie/01.aspx.
2. Краевский В.В., Хуторской А.В.. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. – М., - 2003. С. 3-10.
3. Голованов В.П., Методика и технология работы педагога дополни- тельного образования [Текст] / В.П. Голованов. М., Владос, 2004.
4. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001.
5. Оценка эффективности педагогических технологий в повышении ка- чества дополнительного образования [Текст]: научно – методическое посо- бие для руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений. - Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО. 2010.
6. Педагогические основы современного образования: Учебно-методиче- ское пособие для учителей, аттестуемых на высшую категорию /Под ред В.Г. Гульчевской. - Ростов н/Д, Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т1. НИИ школьных технологий, 2006. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
9. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
10. http://shuiu.ucoz.com/publ/kharakteristika_innovacionnykh_tekhnologij_o buchenija_v_sovremennom_obrazovanii/1-1-0-29.
11. http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2011/innovacii_i_sovremenny e_tekhnologii_v_sisteme_obrazovanija/sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii/ 24-1-0-469.
12. http://www.vevivi.ru/best/Sovremennye-tekhnologii-v-obrazovanii ref22650.html.