Система стандартизации

План лекции:

1. Стандартизация: сущность понятия, цели и функции и методы. Уровни стандартизации;

2. Нормативные документы по стандартизации, виды стандартов;

3. Государственная система стандартизации (ГСС)

1. Стандартизация: возникновение, сущность понятия, цели и функции. Уровни стандартизации.

    Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых. Она должна обеспечивать право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации – повышение качества продукции и устранение барьеров в торговле.

    Стандартизация выполняет экономическую, социальную и коммуникативную функции. Экономическая функция реализуется в виде

§ предоставления достоверной информации о продукции;

§ внедрения новой техники путем распространения через стандарты сведений о новых свойствах продукции;

§ содействия здоровой конкуренции.

    Социальная функция стандартизации обеспечивает достижение высокого уровня показателей продукции (услуг), который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.

  Коммуникативная функция стандартизации создает условия для объективного восприятия различных видов информации.

    Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры и др. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо отдельных его составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по стандартизации методы (рис. 1):

− упорядочение объектов стандартизации;

− параметрическая стандартизация;

− унификация продукции;

− агрегатирование;

− комплексная стандартизация;

− опережающая стандартизация.

Рисунок 1 —  Методы стандартизации

В зависимости от последующего влияния на развитие народного хозяйства можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к   установлению в стандартах соответствующих норм:

стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и, таким образом, фиксирующая достигнутый уровень производства;

опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;

комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Примерами объектов комплексной стандартизации являются аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п.

    Стандартизация осуществляется на разных уровнях (см.рис.2). Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

     
 
Рисунок 2 – Схема уровней стандартизации

 

 


    Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

    Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона.

    Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

    Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях – государственном, отраслевом, и т.п.

    Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

    Стандартизацию, которая проводится в административно – территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административнотерриториальной стандартизацией.

2. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.

    В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

    Рассмотрим разновидности нормативных документов (рис.3), которые рекомендуются руководством 2-ой Международной организацией по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ИСО/МЭК), а также принятые в государственной системе стандартизации Российской Федерации (РФ).

     
 
Рисунок 3

 


        

Стандарт - от англ.standard – норма, образец – устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях.

    Предварительныйстандарт – это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

    Стандарты можно разделить, исходя из сферы действия. Они бывают международными, региональными, национальными, административнотерриториальными. Принимаются они соответствующими органами по стандартизации. Эти категории стандартов называют общедоступными. Другие же категории стандартов, такие, как отраслевые или фирменные, не являясь общедоступными, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

    Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер.

    Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р. По существующим нормам стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.

    Документтехническихусловий устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в документе ТУ должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо. Статус, форма и содержание ТУ устанавливается стандартом (ГОСТ 2.114) и правилами их согласования и утверждения.

    Сводправил может быть самостоятельным стандартом, либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

    Все указанные выше нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них регламент носит обязательный характер.

    Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов. Разновидность регламента — технический регламент — содержит технические требования к объекту стандартизации. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, указаниями по методам контроля или проверок соответствия продукта (услуги, процесса) требованиям регламента.

    Руководство ИСО/МЭК рекомендует два основных способа применения нормативного документа:

§ непосредственное использование в соответствующей области (производство, испытание, сертификация и т.д.)

§ введение его в другой нормативный документ.

Российская система стандартизации опирается на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и свой богатый опыт, и свои особенности. Нормативные документы по стандартизации в РФ, установленные Законом РФ «О стандартизации», содержат:

1) Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РФ) – национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации (Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии) или федеральным органом исполнительной власти по строительству (Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу).

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия.

В обозначении государственных стандартов, входящих в систему (комплекс) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (например:19. – ЕСПД - Единая система программных документов).

Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности на всех стадиях жизненного цикла продукции, при выполнении работ и услуг, при разработке технической документации.   Для удобства учета и пользования стандарты объединены в системы и группы. Вид стандарта – классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандартизации. Комплекс стандартов - совокупность связанных стандартов, объединенных общим направлением и устанавливающих согласованные требования к объектам стандартизации (ГОСТ Р 1.0-92);

2) Международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации, применяемые в соответствии с правовыми нормами;

3) Единая система классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК), в состав которой входят общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, нормативные и методические документы по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются: статистическая информация, информация финансовой и правоохранительной деятельности, банковского дела, стандартизации и сертификации, торговли и внешнеэкономической деятельности.

Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт и Госкомстат. Госстандарт России принял 20 общероссийских классификаторов, и в дальнейшем их число будет расти.

4) стандарты отраслей (ОСТ) – могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них.

ОСТ соблюдают предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

5) стандарты предприятий (СТП);

6) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются принципиально новые виды продукции и услуг, новые методы испытаний, методология экспертизы и др. Пример объекта СТО научно – технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.

В результате ряда случаев по мере применения СТО возникает необходимость разработки на их базе государственных стандартов. Так, на основе СТО РОО (Российское общество оценщиков) разработан в 1996-1997гг. комплекс ГОСТ по оценке имущества.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчиком стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если установленные в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО должны быть не ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Например: СТО БДП – 3-94, где БДП – аббревиатура НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, а за рубежом данная категория широко и давно используется.

До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: