2 Б класс Учитель Львова А.В.
№ п/п | Дата, сроки изучения темы, раздела | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | Примечание | ||
Предметные знания | УУД | |||||||
Раздел 1. Каким бывает слово (21 час) | ||||||||
1 | 1.09 | Правила безопасного поведения на уроках литературного чтения. Урок Мира. Урок Знаний. | В результате изучения темы обучающийся научится понимать: функции слова в речи человека; жанровые особенности пословицы; получит возможность научиться: пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке; выразительно читать текст в предлагаемом жанре; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; | В результате изучения раздела обучающиеся будут: Познавательн.: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Личностные: У обучающихся формируется положительная мотивация к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей; получают представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому Коммуникативные: получают представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями; Личностные: Формируется представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении. | Моделирование типа речи «рассуждение» на примере дидактических текстов (на каждом уроке). Чтение произведения в жанре послания. Применение способа синтагматического чтения Анализ дидактических текстов о роли слова в жизни человека. Вычленение основной мысли, определение темы. Составление партитуры для чтения пословицы. Наблюдение за текстами в жанрах пословицы, рассказа, притчи, лирического и шуточного стихотворений, притчи-сказки. Анализ произведений. Сочинение-рассуждение «Объяснение смысла пословицы о слове». Сочинение-прогнозирование авторской истории. Презентация сочинений. Моделирование жанра притчи. Парная, групповая работа, связанная с прогнозированием, интерпретацией притч. Наблюдение за текстами в жанрах пословицы, рассказа, притчи, лирического и шуточного стихотворений, притчи-сказки. Анализ произведений. Сочинение-рассуждение «Объяснение смысла пословицы о слове». Создание посланий (записок, открыток, телеграмм) с целью передачи информации. Подготовка материалов литературно-иллюстративного журнала. Сбор материалов для портфолио учащегося. Наблюдение за текстами в жанре послания, различение и сходство их по разным признакам (художественное и риторическое послание). Выявление авторского отношения к адресату. Наблюдение за интонацией и ритмом стихотворения, поиск мест, где ритм и интонация меняются. Определение роли строфы в стихотворении. Наблюдение за употреблением фразеологических оборотов в художественном тексте и определение их роли. Наблюдение за употреблением слов и выражений Наблюдение за художественным описанием в разных литературных жанрах (рассказе, лирическом стихотворении, сказке). Моделирование развернутого ответа на вопрос. Сочинение-прогнозирование «О чем шептал каждому из нас хозяин лесов». | |||
2 | 2.09 | Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С. Пушкина. | ||||||
3 | 3.09 | Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С. Пушкина. | Стихотворение наизусть (на выбор) | |||||
4 | 7.09 | Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А. Тарковский «Слово только оболочка…» | Выразительное чтение (наизусть по желанию) | |||||
5 | 8.09 | Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?» | Развернутый ответ на вопрос | |||||
6 | 9.09 | Стартовая (входная) комплексная работа. Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. |
Подбор пословиц на заданную тему | |||||
7 | 10.09 | Пословицы о значении слова в жизни человека. | ||||||
8 | 14.09 | Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В. Суслов «Как работает слово» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
9 | 15.09 | Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски». | Творческая работа | |||||
10 | 16.09 | Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А. Пермяк «Пастух и Скрипка» | Творческая работа | |||||
11 | 17.09 | Притча. Прямое и переносное значение слова в притче. В.В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». | «взрослое» чтение | |||||
12 | 21.09 | Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А. Меню. | «взрослое» чтение | |||||
13 | 22.09 | Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А. Ахматова «Тайны ремесла». | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
14 | 23.09 | Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К. Сологуб «Глаза». | «взрослое» чтение | |||||
15 | 24.09 | Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М. Пришвин «Летний дождь» | «взрослое» чтение | |||||
16 | 28.09 | Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М. Пришвин «Летний дождь» | Творческая работа | |||||
17 | 29.09 | Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) | «взрослое» чтение | |||||
18 | 30.09 | Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) | Стихотворение наизусть | |||||
19 | 1.10 | Способы передачи настроения героя Описание «ощущения» героя В.В. Лунин «Музыка» | ||||||
20 | 5.10 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||||
21 | 6.10. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||||
Раздел 2. Волшебные превращения слова (25 часов) | ||||||||
22 | 7.10 | Спор в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К. Дитрих «Говорила туча туче» | ||||||
23 | 8.10 | Спор в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения Э. Мошковская | ||||||
24 | 12.10 | Волшебные превращения слова | В результате изучения темы обучающийся научится понимать: способы передачи настроения этих героев; особенности игрового, юмористического текста; получит возможность научиться: определять отношение автора к предмету описания; составлять портрет героя; раскрывать смысл названия текста; формулировать особенности художественного образа поэтического текста с целью передачи настроения автора, героя произведения; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. | В результате изучения литературного чтения обучающийся 2 класса: Познавательные научится считать книгу источником информации; читать текст целыми словами; отвечать на вопрос по содержанию прочитанного; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов; иметь представление о понятиях «текст», «раздел»; выделять в тексте абзац; контролировать правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения; находить страницу книги по номеру; пользоваться оглавлением и пиктограммами в учебнике; уметь соотносить текст и иллюстрацию; участвовать в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики). Познавательные Обучающиеся научатся: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Личностные: У обучающихся формируется положительная мотивация к процессу чтения, проявляется интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; Формируется мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимое отношение к мнению других читателей, представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому Коммуникативные: Получают представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями, о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении. | Анализ дидактических текстов о поведении человека, его речи, умении спорить. Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни и лингвистической сказки. Моделирование развернутого ответа на вопрос Сочинение-прогнозирование шуточного стихотворения. Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Работа с орфографическим, толковым словарями и сносками в учебнике. Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте. Определение смысла заглавия разных произведений. Наблюдение за развитием сюжета в русской народной сказке и басне. Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни. Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке. Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического стихотворения. Чтение произведений по ролям. Дискуссия о речевом поведении персонажа. Определение жанровых особенностей притчи: поучения, ситуации из жизни и иносказания. Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте. Определение основной мысли в разных произведениях. Составление характеристики персонажа, определение авторского отношения к нему. Роль диалога в художественном произведении: речь как характеристика перс
| |||
25 | 13.10 | Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля» | Творческая работа | |||||
26 | 14.10 | Тон чтения Диалог героев Ю. Тувим «Словечки-калечки» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
27 | 15.10 | Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах. «Заяц-хвастун» русская народная сказка | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
28 | 19.10 | Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям. И.А. Крылов «Кукушка и Петух» | Чтение по ролям | |||||
29 | 20.10 | Слова-поучения в сказке и басне | Чтение по ролям | |||||
30 | 21.10 | Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М. Подгаецкая «Ударение». | ||||||
31 | 22.10 | Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М. Подгаецкая «Ударение» | «взрослое» чтение | |||||
32 | 26.10 | Необычные слова. Образ героя. Способы его создания С. Чёрный «Воробей» | Развернутый ответ на вопрос | |||||
33 | 27.10 | Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И. Белов «Как воробья ворона обидела» | Стихотворение наизусть | |||||
34 | 28.10 | Необычные герои. Неживые предметы – герои стихотворений. Интонация. Настроение. Я.Л. Аким «Что говорят двери» | «взрослое» чтение | |||||
35 | 29.10 | Перемена интонации при чтении по ролям. Н. Демыкина «Капризный день» | Чтение по ролям | |||||
36 | 10.11 | Речевой этикет. О.Е. Григорьев «Гостеприимство» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
37 | 11.11 | Интонационное выражение характера и чувств героя. И. Шевчук «Подарок» | Стихотворение наизусть | |||||
38 | 12.11 | Речевой этикет О.И. Выготская «Мягкий знак» Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э. Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки» | Стихотворение наизусть | |||||
39 | 16.11 | Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Притча о Эзопе. Значение слова. Ошибки в речи. Дж.Родари «Страна без ошибок». | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
40 | 17.11 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | Чтение по ролям | |||||
41 | 18.11 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | Выразительное чтение (наизусть по желаниюпересказ | |||||
Раздел 3. Волшебники слова (15 часов) | ||||||||
42 | 19.11 | Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ Дж. Родари «Чем писать». | В результате изучения темы обучающийся научится понимать: жанровые особенности литературной притчи; композиционные особенности притчи; получит возможность научиться: подбирать заголовок к тексту; выделять содержательные особенности литературной притчи; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Личностные У обучающихся будут сформированы: терпимое отношение к мнению других читателей, мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению Познавательные Получат представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому Коммуникативные: получат представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями; | Анализ дидактических текстов о роли читателя. Анализ произведений в жанрах юмористического стихотворения, притчи, рассказа, колыбельной, авторской сказки, миниатюры. Моделирование жанра миниатюры. Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Рассказ притчи близко к тексту с последующим оцениванием. Сочинение-рассуждение «О чем мечтал кораблик». Презентация сочинений. Оценивание. Парная и групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам, их поведению. Сочинение-рассуждение «Какое доброе дело придумали медвежонок и ежик?». Сочинение-миниатюра «Что мне известно о слове?». Интерпретация в выразительном чтении текстов разных жанров. Пропедевтика изобразительных средств Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры. | Выразительное чтение (наизусть по желанию | ||
43 | 23.11 | Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н. Толстой «Веник». | пересказ | |||||
44 | 24.11 | Интонация. Ритм. И. Мазнин «Давайте дружить» | пересказ | |||||
45 | 25.11 | Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н. Матвеева «Кораблик» | Стихотворение наизусть | |||||
46 | 26.11 | «Житейская» история в небольшом рассказе. Е. Пермяк «Как Маша стала большой» | Творческая работа | |||||
47 | 30.11 | «Житейская» история в небольшом рассказе. Э. Шим «Жук на ниточке» | ||||||
48 | 1.12 | Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С. Шефнер «Колыбельная» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
49 | 2.12 | Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г. Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
50 | 3.12 | Образ героя. Авторское воплощение. Г.М. Кружков «Утро-весёлый маляр» | Творческая работа | |||||
51 | 7.12 | Образ героя. Авторское воплощение. Г.М. Кружков «Утро-весёлый маляр» | ||||||
52 | 8.12 | Рассказ – миниатюра. М.М. Пришвин «Слово - звезда» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
53 | 9.12 | Рассказ – миниатюра. М.М. Пришвин «Слово - звезда» | Творческая работа | |||||
54 | 10.12 | Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю. Шим «Цветной венок» | «взрослое» чтение | |||||
55 | 14.12 | События в рассказе. В.И. Белов «Радуга». | Развернутый ответ на вопрос | |||||
56 | 15.12 | События в рассказе. В.А. Бахревский «Хозяева лета». | «взрослое» чтение | |||||
КНИГА II. Введение в мир сказочного слова (5 часов) | ||||||||
57 | 16.12 | Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С. Соколов - Микитов «Звезда». | Обучающие получат возможность: Познавательные контролировать правильность чтения других учеников, фиксировать ошибки в процессе чтения; пользоваться сносками и справочными разделами учебника; Коммуникативные: участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию; Регулятивные: оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям | «взрослое» чтение | ||||
58 | 17.12 | Проверка техники чтения. | ||||||
59 | 21.12 | Тема текста. В.Д. Берестов «Недаром сказку любят дети» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
60 | 22.12 | Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А. Черченко «Как рождается сказка?» | Развернутый ответ на вопрос | |||||
61 | 23.12 | Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | ||||||
Раздел 1. Слово в русской народной сказке. (21 часов) | ||||||||
62 | 24.12 | Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». | В результате изучения темы обучающийся научится понимать: виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, социально-бытовые) и авторские; жанровые особенности сказки; композиционные особенности сказки; особенности сюжета русских народных сказок; особенности построения русской народной волшебной сказки; получит возможность научиться: выделять содержательные особенности русской народной сказки, сказки-притчи, авторской сказки; выделять особенности сюжета русских народных сказок; выделять композиционные особенности народной волшебной и авторской сказок; рассказывать сказку близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
| Личностные У обучающихся формируется: понятие жизни, родины, доброты, семьи, любви как ценности; терпимое отношение к мнению других читателей, мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, Коммуникативные: Получают представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
| Анализ дидактического текста, чтение миниатюры в соответствии с критериями выразительного чтения. Сопоставление «партитуры» чтения. Наблюдение за разными сказками, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение Сочинение-прогнозирование по заглавию сказки. Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ русских народных сказок: волшебных, бытовых, о животных. Инсценирование сказок. Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Определение ритмического рисунка в процессе чтения миниатюры. Подбор однокоренных слов к слову «сказка». Определение этимологии этого слова. Первичное определение особенностей бытовой сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Определение особенностей волшебной сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Моделирование сюжета волшебной сказки. Определение особенностей сказки о животных. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Конкурс на лучшего рассказчика русской народной сказки. | Развернутый ответ на вопрос | ||
63 | 28.12 | Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь» | пересказ | |||||
64 | 29.12 | Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер» | «взрослое» чтение | |||||
65 | Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер» | |||||||
66 | 11.01 | Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему. Спор героев. Инсценировка сказки «Мороз, Солнце и Ветер» | Чтение по ролям | |||||
67 | 12.01 | Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя «Кулик» | ||||||
68 | 13.01 | Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик» | «взрослое» чтение | |||||
69 | 14.01 | Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик» | Познавательные Обучающиеся научатся: -воспринимать книгу как источник информации; - получат представление о многообразии книг; -правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями, -обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; -получат представление о понятиях «текст», «раздел»; - научатся давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме;
| Развернутый ответ на вопрос | ||||
70 | 18.01 | Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна» | «взрослое» чтение | |||||
71 | 19.01 | Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. | Ответы на вопросы | |||||
72 | 20.01 | Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна» | ||||||
73 | 21.01 | Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна - царевна» | пересказ | |||||
74 | 25.01 | Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный» | ||||||
75 | 26.01 | Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля». | ||||||
76 | 27.01 | Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля» | «взрослое» чтение | |||||
77 | 28.01 | Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля» | пересказ | |||||
78 | 1.02 | Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка» | ||||||
79 | 2.02 | Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка». | Чтение по ролям | |||||
80 | 3.02 | Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка». | ||||||
81 | 4.02 | Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды | ||||||
82 | 8.02 | Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | ||||||
Раздел 2. Притчевое слово в сказке (7 часов) | ||||||||
83 | 9.02 | Притча. Сказка-притча Обращение автора к читателю. | В результате изучения темы обучающийся научится понимать: жанровые и композиционные особенности притчи; по получит возможность научиться: выделять композиционные особенности притчи; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. | Личностные будут сформированы: положительная мотивация к процессу чтения, интерес и желание познавать новое во время чтения и слушания произведений разных жанров; |
Наблюдение за разными сказками-притчами, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке-притче. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке-притче. Наблюдение за сюжетом и поведением персонажей. Моделирование характеристики персонажа. Выразительное чтение отрывков сказки-притчи с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сочинение-прогнозирование сказки-притчи. Сопоставление бытовой сказки и сказки-притчи. Определение особенностей сказки-притчи. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче. Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче. | |||
84 | 10.02 | Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | Выборочное чтение | |||||
85 | 11.02 | Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д. Ушинский «Два плуга» | пересказ | |||||
86 | 15.02 | Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д. Ушинский «Ветер и солнце» | пересказ | |||||
87 | 16.02 | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного Чтения. Н.Г. Гарин - Михайловский «Знаем!» | «взрослое» чтение | |||||
88 | 17.02 | Урок – рефлексия: что такое притча? | ||||||
89 | 18.02 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||||
Раздел 3. Мир природы в авторских сказках. (10 часов) | ||||||||
90 | 22.02 | Авторская литературная сказка Обращение автора к читателю Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы» | В результате изучения темы обучающийся научится различать: виды сказок: русские народные и авторские; композиционные особенности авторской сказки; способы изображения особенностей персонажа; получит возможность научиться: выделять композиционные особенности авторской сказки; выделять способы изображения особенностей персонажа; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. |
Познавательные Научатся воспринимать книгу как источник информации; получат представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных; научатся правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями, научатся обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; получат представление о понятиях «текст», «раздел»; научатся давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме; научатся находить страницу книги по номеру; сумеют соотносить текст и иллюстрацию; выбирать заглавие к тексту из нескольких предложений | Наблюдение за авторскими сказками о природе, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в авторской сказке. Парная и групповая работа по составлению плана к авторской сказке. Наблюдение за сюжетом и поведением персонажей. Моделирование характеристики персонажа. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» по модели. Наблюдение за стилем автора-сказочника. Сочинение отзыва-впечатления о персонаже сказки. Презентации сказок (по выбору учащихся), иллюстрирование, драматизация. Пропедевтика изучения изобразительных средств (эпитета, олицетворения) на примере авторской сказки Выявление особенностей авторского стиля в сказках | |||
91 | 24.02 | Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы» | ||||||
92 | 25.02 | Обучение пересказу текста описания. И.С. Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | Выборочное чтение | |||||
93 | 1.03 | Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А. Чарская «Зимняя сказка» | иллюстрирование | |||||
94 | 2.03 | Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов) Л.А. Чарская «Зимняя сказка» | Выразительное чтение (наизусть по желанию | |||||
95 | 3.03 | Сказочные события Структура сказки О.О. Дриз «Как родилась Зима» | ||||||
96 | 4.03 | Чтение сказки по ролям О.О. Дриз «Как родилась Зима» | Творческая работа | |||||
97 | 9.03 | Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча | ||||||
98 | 10.03 | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам | Чтение по ролям | |||||
99 | 11.03 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | «диафильм» | |||||
Раздел 4. Герой в авторских сказках о животных. (9 часов) | ||||||||
100 | 15.03 | Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И. Даль «Ворона» | В результате изучения темы обучающийся научится: различать виды сказок: русские народные и авторские; выделять композиционные особенности авторской сказки; способы изображения особенностей персонажа; отличать авторские сказки от русских народных сказок; выделять способы изображения особенностей персонажа; подготовить рассказ о герое сказки; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. | Личностные Обучающиеся получат возможность сформировать: -представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении; - интерес к пониманию замысла художественно го произведения в определенном жанре | Наблюдение за авторскими сказками о животных, различение и сходство их по разным признакам (содержание и форма). Наблюдение за повествованием Выявление способов изображения животных в авторских сказках. Особенности построения авторской сказки | «взрослое» чтение | ||
101 | 16.03 | Структура сказки, схожесть её с народной В.И. Даль «Ворона» | Деление текста на части | |||||
102 | 17.03 | Чтение сказки по ролям В.И. Даль «Ворона» | Чтение по ролям | |||||
103 | 18.03 | Поучение в сказке о животных. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей» | «взрослое» чтение | |||||
101 | 29.03 | Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей» | Чтение по ролям | |||||
105 | 30.03 | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н. Толстой «Картина» | Чтение по ролям | |||||
106 | 31.03 | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И. Хармс «Про собаку Бубу» | ||||||
107 | 1.04 | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И. Хармс «Про собаку Бубу» | драматизация | |||||
109 | 5.04 | Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. | ||||||
Раздел 5. Герой в авторских сказках о волшебстве. (8часов) | ||||||||
110 | 6.04 | Волшебные авторские сказки Герой сказки, его описание Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!» | В результате изучения темы обучающийся научится: понимать способы изображения внешнего вида и характера героев; приемы создания образа животного; отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных; отличать авторские сказки от русских народных сказок о животных; будет иметь возможность оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; подготовить рассказ о герое сказки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. | Регулятивные: Обучающие получат возможность: контролировать правильность чтения других учеников, фиксировать ошибки в процессе чтения; Познавательные Научатся пользоваться сносками и справочными разделами учебника; участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям
Личностные Обучающиеся получат возможность: принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, сострадание, взаимопомощь и т. д. Коммуникативные: научатся терпимо относится к мнению других читателей, принимать мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению Личностные: будет сформировано представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому Коммуникативные: получат представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями; | Наблюдение за авторскими сказками о волшебстве. Моделирование развернутого ответа по теме: «Характеристика персонажа». Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей. Рассказывание отрывков сказки с последующим оцениванием. Сочинение – развернутый ответ на вопрос. Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке. Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики. | «взрослое» чтение | ||
111 | 7.04 | Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!» | ||||||
112 | 8.04 | Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. | Творческая работа | |||||
113 | 12.04 | Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. | ||||||
114 | 13.04 | Герой сказки. Речь героя. Т.И. Александрова «Кузька» | «взрослое» чтение | |||||
115 | 14.04 | Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И. Александрова «Кузька» | пересказ | |||||
116 | 15.04 | Герой сказки. Речь героя. Т.И. Александрова «Кузька» | Деление текста на части | |||||
117 | 19.04 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||||
Раздел 6. Поэтическая сказка. (11 часов) | ||||||||
118 | 20.04 | Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я. Маршак «Вчера и сегодня» | В результате изучения темы обучающийся научится понимать: особенности построения и содержания поэтической сказки; особенности языка поэтической сказки; получит возможность научиться: выделять особенности построения и содержания поэтической сказки; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. | Познавательные Обучающиеся получат возможность : определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; определять микротемы в сказках; выделять в тексте абзац; контролировать правильность чтения других учеников, фиксировать ошибки в процессе чтения; пользоваться сносками и справочными разделами учебника; участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям | Наблюдение за авторскими сказками в стихах. Парная и групповая работа по составлению чтецкой партитуры Сочинение-прогнозирование финала сказки. Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной. Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей | «взрослое» чтение | ||
119 | 21.04 | Образ главного героя, его речь С.Я. Маршак «Вчера и сегодня» | ||||||
120 | 22.04 | Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я. Маршак «Вчера и сегодня» | Чтение по ролям | |||||
121 | 26.04 | Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | ||||||
122 | 27.04 | Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | «взрослое» чтение | |||||
123 | 28.04 | Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | ||||||
124 | 29.04 | Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | Личностные В результате изучения литературного чтенияу обучающихся будут сформированы: - положительная мотивация к процессу чтения, - интерес и желание познавать новое во время чтения и слушания произведений разных жанров; | |||||
125 | 6.05 | Урок-рефлексия: синтагма, виды сказок | Ответы на вопросы | |||||
126 | 10.05 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении Сказочный образ. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку» | Ответы на вопросы | |||||
127 | 11.05 | Сказочный образ. Н.К.Абрамцева «Лужица» | Ответы на вопросы | |||||
128 | 12.05 | Сказочный образ. Е.А.Пермяк. «Пастух и Скрипка» | ||||||
Раздел 7. Когда рождается сказочник. (7 часов) | ||||||||
130 | 13.05 | Замысел автора Герои сказки А. Черепанова «Бесконечная сказка» | В результате изучения темы обучающийся научится: Различать виды сказок: русские народные и авторские; способы изображения особенностей персонажа; получит возможность научиться: выделять композиционные особенности авторской сказки; выделять особенности построения волшебной сказки и сочинять сказку; оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения как источника получения знаний; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), книге; самостоятельного выбора и чтения книги. | Познавательные научатся воспринимать книгу как источник информации; получат представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных; научатся правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; получат представление о понятиях «текст», «раздел»; научатся давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме; сумеют находить страницу книги по номеру; научатся соотносить текст и иллюстрацию; выбирать заглавие к тексту из нескольких предложений | Инсценирование выбранного отрывка изученных сказок. Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов. Определение роли авторства в создании сказки. | «взрослое» чтение | ||
131 | 17.05 | Промежуточная аттестация. Проверка техники чтения. | ||||||
132 | 18.05 | Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А. Черепанова «Бесконечная сказка» | «взрослое» чтение | |||||
133 | 19.05 | Комплексная контрольная работа | «взрослое» чтение | |||||
134 | 20.05 | Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | Творческая работа | |||||
135 | 24.05 | |||||||
136 | 25.05 | |||||||