Атрибутивные родовые свойства человека

 

Как правило, философы, исследующие проблему родовой сущности человека, начинают с перечисления и анализа его атрибутивных (сущностных) свойств или признаков. Атрибуты эти перечисляются у различных авторов в разной последовательности, количество их также варьируется, но нам представляется, что весь этот перечень можно свести к трем фундаментальным свойствам-атрибутам. Остальные же свойства выступают как их производные. Разумеется, эти атрибуты перечисляются после констатации того очевидного факта, что человек есть живое существо (или животное, биологический организм). Назовем их в последовательности, выбранной по принципу движения познания от более очевидного к менее очевидному: практическая деятельность, сознание, социальность.

В трактовке значения этих свойств человека мыслители всех времен в целом единодушны, но нередко делают акцент лишь на одном или двух свойствах. Так, Аристотель определяет человека как разумное (наделенное разумной душой) и общественное животное. Р. Декарт подчеркивает именно и исключительно разумность человека, Г. Гегель усматривает специфику человеческого бытия в самосознании. Б. Франклин и основатели марксизма, напротив, обращают внимание на практическое освоение человеком мира с помощью изготовленных им орудий. М. Хайдеггер, называя модусами человеческого существования «строить», «жить», «мыслить», тем самым также подчеркивает сознательность и практическую деятельность как специфические признаки биологического вида человека. Если две первых атрибутивных черты человека как родового существа непосредственно выражают его специфику, его уникальность, особенность в ряду известных на сегодня форм жизни, то социальность, как известно, присуща и другим живым существам. Тем не менее социальность также необходимо указать среди сущностных человеческих характеристик. Способность к практической (трудовой и творческой) деятельности, сознание и членораздельная речь формируются у человека только при общении с себе подобными. Иначе говоря, человек не просто включен в некое сообщество, а именно культура, социальная среда придает ему человеческое качество.

В результате нашего анализа приходим к выводу, что родовой человек может быть в своей сущности определен как живое существо, осуществляющее самотрансцендирование, и в силу этого универсальное. В практическом плане человека целесообразно рассматривать как живое существо, способное к самостоятельному переходу в оптимальное качество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: