Человек в эпоху информационной цивилизации

Как было сказано выше, практическая деятельность, сознание, социальность традиционно понимаются как основные атрибутивные свойства родового человека. Поэтому чтобы оценить современный тип цивилизации, названный информационным или постиндустриальным обществом, необходимо проследить, насколько этот тип отвечает развитию и реализации перечисленных человеческих качеств.

Практическая деятельность в своем высшем и наиболее полном проявлении есть деятельность творческая. Прежде всего, рассмотрим компьютерное творчество, то есть тот специфический вид творческой деятельности, который порожден информационным обществом и в то же время определяет собой этот тип общества. Выступая как подвид научно-технического творчества, оно обладает вместе с тем принципиальным, качественным отличием от других его подвидов и форм. Оно преследует, помимо всех прочих, цель создания аналога человеческому интеллекту. Вне зависимости от результата, то есть от того, удастся ли создать такой аналог в достаточно полном объеме функций сознания, процесс решения этой творческой задачи с необходимостью влечет за собой новый уровень самопознания человека. Моделирование деятельности мозга позволяет понять существенные связи в структуре этого органа, определяющие отдельные функции и свойства нашей психики. Таким образом, информационное общество впервые за всю историю человечества породило инструмент, позволяющий ему осуществить самопознание, ибо понять основные принципы функционирования сознания для человека во многом, а возможно, и в главном равносильно познанию собственной сущности. Хотя прогресс в кибернетике происходит невиданными (по сравнению с биологическими и социальными процессами) темпами, исходя из степени сложности моделируемого объекта можно предположить, что процесс этот будет достаточно длительным. Причем на каждом отдельном этапе его человечество ожидают открытия, имеющие самостоятельное значение.

 Второй научный способ самопознания человека, доступный сегодня информационной цивилизации, это способ, предоставленный достижениями молекулярной биологии. Расшифровка человеческого генома позволяет осуществлять трансцензус вглубь собственной психофизической организации, распространять на нее практическую активность. Информационное общество с полным правом может так называться, в частности, потому, что информация о самом человеке, полученная средствами конкретных наук, во-первых, лавинообразно возрастает, а во-вторых, касается наиболее важных, фундаментальных проблем человеческого бытия, определяющих сущность человека.

Названные изменения в содержании общественной практики и познания касаются в настоящий период лишь меньшинства. На массовое бытие они влияют лишь опосредованно. Но и на уровне общественного бытия широких масс людей практическая деятельность под влиянием компьютеризации различных сфер труда и быта также претерпела существенные изменения. Если техника прошлых эпох представляла собой дополнение и продолжение физической мощи человека, то компьютерная техника продолжает и восполняет его умственные способности. Сюда относятся расширение объема памяти, всевозможные вычислительные операции и т. п. Влияние компьютера на человека и в этом противоречиво: с одной стороны, создаются предпосылки для сокращения объема монотонных, рутинных процедур в процессе труда, а с другой – может происходить угасание соответствующих способностей и навыков. Однако в целом более существенной для развития индивида и значимой для общества оказывается первая из названных тенденций. Проблема, порожденная второй из этих тенденций, вполне разрешима. Утраченные в процессе пользования компьютером навыки у взрослого человека при необходимости легко восстанавливаются. У детей же их следует формировать в процессе школьного воспитания на соответствующем возрастном этапе. Разумеется, возможности, предоставляемые компьютером, это всего лишь потенциал, который зачастую актуально не используется либо используется неполно и односторонне. Например, имея мощный, хорошо оснащенный компьютер, индивид нередко использует его только для игр либо только в своей узкой профессиональной сфере. Здесь уместно провести аналогию с самим человеческим сознанием. Его гигантские возможности мы в массе своей тоже используем весьма неполно. И в случае с компьютером, и в случае с нашим собственным природным инструментом мышления причина кроется в инертности, узости интересов – то есть в самой субъективности. В целом же, с помощью таких действенных социальных стимулов, как соображения престижа и мода, люди информационной цивилизации проявляют интерес к освоению все новых возможностей компьютера, а значит – и к творчеству, совершенствованию своего сознания.

Что касается сознания, то оно как атрибутивное свойство человека приобретает существенное своеобразие под влиянием каждой эпохи. Способы мыслительного и образного освоения мира, как известно, зависят также от особенностей конкретной культурной среды, от специфических условий природного и социального бытия субъекта. Поэтому появление компьютерного информационного мира с необходимостью также порождает свои особенности. Одна из них – это способность и даже привычка видеть мир и каждый фрагмент его не как необходимый, а как поле возможностей, как мир виртуальный. Вторая особенность – возвращение на новом уровне (согласно закону отрицания отрицания) тенденции к упрощенному, антидиалектическому мышлению. Это тип и способ мышления, который характеризуется прямолинейностью, однозначностью суждений и оценок, отсутствием гибкости. Он есть следствие процессов внутри развития самих компьютерных технологий и систем. Сам принцип передачи информации электронным устройством предопределяет бинарность, так как заключается в кодировании любого содержания с помощью нуля и единицы. Кроме того, процесс программирования требует систематизации, размещения информации по строго определенным местам, упорядочивания материала. Это накладывает свой отпечаток на сознание в целом, в особенности на прагматический тип его. Последний уже по сути своей ближе к антидиалектическому подходу, так как направлен лишь на получение результата, практической пользы, и отсекает, вследствие этого, все прочие аспекты реальности. Это пагубно сказывается на межличностных отношениях, на политических решениях, на решении экологических проблем.

Самосознание как составной элемент человеческой психики также претерпевает существенные изменения. Главное новшество, которое привносит распространение компьютерных технологий в представления людей о самих себе, – это возвращение к идее креационизма. Человек со своим сознанием, интеллектом опять все чаще понимается как создание более совершенного и могущественного интеллекта, будь то Божественный Разум либо интеллект некой инопланетной формы. В массовом сознании это отражается в разнообразных и порой причудливых формах религии, а также в приверженности сознания нерелигиозного всевозможным версиям космического вмешательства в процесс антропогенеза. С другой стороны, и сам человек все чаще понимается как творец. Ощущая себя безраздельным хозяином реальности компьютерной, виртуальной, индивид все больше привыкает к мысли о такой же свободе в реальности объективной. Последствия такого положения опять-таки двойственны: с одной стороны, возникают новые возможности для творчества, с другой – в сознании индивида происходит подмена реальности игрой, мира реальных людей и событий миром фантазий, выраженных через фантомы киберпространства.

Рассмотрим теперь изменения, привносимые информационным обществом в социальность как атрибут человеческой сущности. Социальность проявляется в различных свойствах: потребности человека в общении, признании и самоутверждении, в его моральном сознании и в то же время в его агрессивности и враждебности по отношению к себе подобным. В условиях современного информационного общества есть как минимум два новых фактора, существенно влияющих на качество общения. Во-первых, это возрастание его количественных показателей под влиянием урбанизации. Люди многих профессий вступают в непосредственное общение с десятками и даже сотнями людей ежедневно. Жители мегаполиса взаимодействуют с целой массой людей в общественном транспорте, на улице, в магазинах и т. п. Все это изменяет качественные характеристики человеческой коммуникации. Она становится поверхностной, формальной, безразличной, теряет свой моральный аспект. Современные городские жители стихийно борются с этим переизбытком, все чаще выбирая «домашние» формы проведения досуга. Так, по данным социологических опросов, лишь немногим более трети россиян ходит в гости и принимает их у себя дома. Качество общения изменяет также Интернет как принципиально новый способ коммуникации. Особые возможности Интернета частично компенсируют изъяны непосредственного общения: люди могут кооперироваться по интересам, душевным склонностям с жителями далеких регионов, стран, континентов, искать себе спутника жизни, единомышленника, делового партнера по всему земному шару. В то же время отношение к другой субъективности как к чему-то несущественному и необязательному, вырабатывающееся в условиях большого города и переизбытка анонимного общения, переносится и в Интернет. Другой человек превращается лишь в досадную помеху, если он не отличается каким-то особо значимым для субъекта свойством (полезен, приятен ему и т. п.) Так формируется предпосылка для понижения нравственного уровня, затухания моральной мотивации поведения людей. Безразличие к другому человеку как таковому – это одна из самых характерных черт современного морального сознания.

Господствующим принципом современной западной постиндустриальной цивилизации является индивидуализм. Индивидуализм современного общества потребления можно характеризовать как гедонистический, обывательский, массовый. В качестве идеологической установки утверждается право на удовлетворение потребностей не какой-то особо одаренной, образованной, творческой личности (как это было, например, в европейском Возрождении), а человека массы, о котором писал еще в начале ХХ века испанский философ Х. Ортега-и-Гассет[5]. Это продиктовано законами рынка и буржуазного способа производства в целом, а отнюдь не специфическими закономерностями информационной цивилизации.

В то же время некоторые специфические особенности информационной цивилизации также содержат в себе предпосылки индивидуализма. Сюда относятся изменения в условиях труда (отрицание его коллективного характера при взаимодействии с компьютером), изменения в сознании, психической жизни (возрастание роли виртуальной реальности, тенденции к солипсизму), изменения в процессе общения (переход от непосредственных форм к формам, опосредованным техническими приспособлениями).

Современный мир стоит перед многочисленными проблемами, требующими консолидации людей, а не их разделения. Поэтому обществу, прежде всего той его части, которая уже вступила в информационную эпоху, необходимо прилагать целенаправленные усилия по борьбе с идеологией и практикой индивидуализма.

Как видим, информационное постиндустриальное общество придает качественное своеобразие всем основным атрибутивным свойствам человека, создает новые формы для их выражения. Расширяется круг возможностей для реализации свободы человека, но также – и круг опасностей для его существования в природном и социальном мире.

 

 


[1] Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1969. С. 96. 

[2] Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 1. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. С. 507.

[3] Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии. Избранные сочинения. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1952. – 712 с., С. 434.

[4]. Шелер М. Положение человека в космосе. Избранные произведения. / М.Шелер, пер. с немецк. М.: Весь мир, 1999.- 231 с. С.162.

 

[5] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс// Эстетика. Философия культуры. М.: «Искусство», 1991. – 331 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: