Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
|
|
Уровень.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Методика «Домик»
(на начало года по Гуткиной Н.И. и на конец года Эльконину)
Цель: выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Описание: ребенку предлагают срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Оборудование: простой карандаш, лист бумаги, образец с изображением домика, протокол для фиксации параметров, лист формата А4.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш, тебе нужно нарисовать точно такую картинку как на этом рисунке. Не торопись, будь внимателен. Постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как образец. Если ты что-то не так нарисовал, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а поверх неправильного нарисовать правильное. Тебе задание понятно? (уточняющих инструкций нет).
Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.
Проводится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками являются:
|
|
-отсутствие какой-либо детали (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика);
-увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза;
- неправильно изображенный элемент рисунка;
-неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) – 1 балл;
-отклонение прямых линий более чем на 30 градусов;
-разрывы в линиях, там, где их не должно быть;
-одна линия заходит за другую.
Оценка результатов.
Высокий уровень – нет ошибок (дети 6 лет – 2-1 ошибка – высокий уровень)
Средний уровень – 1-2 ошибки
Низкий уровень – много ошибок