Диагностические средства
В практике социально-педагогического сопровождения
детей «группы риска»
Литература:
Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32
Диагностика личности ребенка и его семьи в работе школьного социального педагога. - /под ред. Т.В.Лодкиной. – Вологда, 1997, с. 15 – 22
Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.Школьная пресса, 2006
Овчарова Р.В.. Справочная книга социального педагога.- М.: Сфера, 2000, с. 230-231, 242 – 247
Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112
Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86
Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002
|
|
Система диагностики:
На первом этапе проводится диагностика всех детей на предмет выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа – определить, в чем заключаются трудности ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и т.п.). Проводится анализ социальных паспортов классов, беседы с учителями, классными руководителями.
На втором этапе дети «группы риска» обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» (углубленная диагностика) с использованием подобранных диагностических средств; диагностика проводится совместно с психологом, по необходимости – запрашивается и анализируется из медицинских учреждений. По мере необходимости – определяется принадлежность ребенка к группе здоровья. Анализируется (по необходимости) информация из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты и т.п.).
На данном этапе определяется категория детей и проблемы, с которыми работают специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, решение проблем которых требует помощи в специально организованных условиях.
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребенка «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей ребенка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
|
|
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ø На первом этапе анализируются:
- социальные паспорта классов (групп), определяются учащиеся, имеющие те или иные проблемы, далее проводится диагностическая работа с этими детьми и их семьями.
Социальный паспорт класса
Класс ______________ Всего учащихся ____________
№ | Информация | Общее количество учащихся по соц. статусу | Ф.И.О. учащихся |
1. | Всего учащихся | ||
2. | Учащиеся из многодетных семей: | ||
3. | Учащиеся из неполных семей, в т.ч.: А. Проживают с одной матерью Б. Проживают с одним отцом | ||
4. | Учащиеся из неблагополучных семей: | ||
6.1. С родителями-инвалидами | |||
6.2. Учащиеся из семей беженцев или переселенцев | |||
6.3. Учащиеся из семей пострадавших от стихийных бедствий | |||
6.4. Учащиеся из малообеспеченных семей | |||
6.5. Учащиеся из семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий | |||
6.6. Учащиеся из семей с криминогенным фактором | |||
6.7. Учащиеся из семей с деликвентным поведением (алкоголизм, наркомания и т.п.) | |||
5. | Учащиеся, состоящие по опекой и попечительством | ||
6. | Учащиеся-сироты | ||
7. | Учащиеся из приемных семей | ||
8 | Учащиеся, состоящие на учете в ИДН |
Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи
Схема изучения социальной истории личности:
1. Общие данные:
1.1.. Ф.И.О. ребенка, дата и место рождения ___________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________
1.2. Родители: И.О., дата рождения, место проживания ______________________________
_____________________________________________________________________________
1.3. Информация о других детях в семье: __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Психическое и физическое здоровье ребенка: норма, есть хронические заболевания, состоит на диспансерном учете в поликлинике, имеет группу инвалидности (подчеркнуть. указать) ______________________________________________________________________
1.4. Учебное заведение, которое посещает ребенок _________________________________ __________________________________________ класс (группа) ______________________ другие формы обучения (домашнее, индивидуальное обучение; вечернее, заочное обучение в учреждении профессионального образования и др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Место работы (если работает) _______________________________________________ __________________________________________ по какой специальности работает ______ _____________________________________________________________________________
2. Основные проблемы
2.1. Причины, вызвавшие необходимость работы с данным ребенком (подростком ):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. История проблемы и ее состояние на данном этапе _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение личности ребенка (подростка)
Социальная карта личности
1. Состояние здоровья и развития:
1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты):
1.2. Признаки психологического неблагополучия (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, др. признаки ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
|
|
1.3. Патологические влечения, зависимое поведение:
1. курение (не курит, курит эпизодически, систематически)
2. употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически)
3. употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически)
1.4. Состоит (не состоит) на диспансерном учете у врача по поводу ________________________________________________________________________________
2. Психологическая атмосфера в семье:
- Учащийся живет в семье
- Учащийся-сирота
2.1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы
Семья ребенка: родительская, опекунская, приемная (подчеркнуть) __________________________
Мать ________________________________________________________________________________
Отец ________________________________________________________________________________
(замещающие лица) ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.2.Другие члены семьи ______________________________________________________________
2.3. Тип семьи:
А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
Б. неблагополучная, в том числе:
- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,.систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы)
- нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости)
- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны)
2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- семейный диктат (систематические подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, огарждение от трудностей, забот, усилий)
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенкак, пассивность, признание полной автономии ребенка)
|
|
- сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание позитивны и негативных событий)
2.5. Организация режима труда и отдыха
- какие обязанности выполняет в семье_____________________________________________
- кто и в какой степени контролирует выполнение домашних заданий ___________________ _____________________________________________________________________________________
- как организовано общение учащегося в семье в выходные, во время каникул, отпуска родителей
3. Особенности учебной деятельности:
3.3. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая
3.4. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное
3.5. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие
3.6. Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
4. Социальный статус в группе:
4.3. Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный
4.4. С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное)
4.5. Взаимоотношения в учебной группе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается
4.6. Стиль общения с окружающими:
- доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту)
- недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым)
- постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим
- не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен
4.7. Отношение к общественному мнению:
- активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять)
- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения)
- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)
5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
5.1. отношение к общественным поручениям: выполняет с готовностью, без видимого интереса, отказывается
5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой; «по настроению», недобросовестное, под нажимом педагогов
5.3. отношение к трудовым делам класса: принимает активнее участие; безразличен, демонстративно отказывается
5.4. отношение к физическому труду:
- положительное, имеет «золотые руки»
- равнодушное (не выделяет физический труд как интересную для себя деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы)
- отрицательное (ленив, трудовые поручения выполняет недобросовестно, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)
5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо; относится равнодушно; относится демонстративно, пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества)
6. Направленность интересов:
6.3. К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная
6.4. Читательские интересы: какую литературу предпочитает ________________________________________________________________________________,
6.5. регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически)
7. Особенности сферы свободного общения:
7.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели ________________________ Время вечернего прихода домой ________________________________________________________
7.2. С кем имеет дружеские связи вне класс а, какое влияние они оказывают на учащегося? ______ _____________________________________________________________________________________
7.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения ______________________________ _____________________________________________________________________________________
7.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________
8. Уровень самооценки:
- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения)
- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)
- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)
9. Особенности поведения:
9.3. Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов)
9.4. Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.)
9.5. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает
9.6. Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования
9.7. Состоит (не состоит) на учете: в ОППН, другое __________________
См. по:
Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32
Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 34-38