Детей раннего возраста.
Возраст | Показатели развития изобразительной деятельности |
1г.3мес. | Ребёнок держит карандаш и оставляет «следы» на бумаге. Совершает «открытие» - карандаш (фломастер) рисует. Знакомиться с карандашом: рассматривает, находит заостренный конец, постукивает и двигает им по бумаге. |
1г.6мес. | «Рисунок» носит спонтанный характер. След от карандаш служит стимулом, поддерживающим желание увлеченно «рисовать».Возникает процесс объединения умений руки действовать карандашом и результата – изображения, полученного на бумаге: рисует точки и короткие штрихи на бумаге. (преднамеренное черкание). |
1г.9мес. | Контролирует свои движения карандашом, создает «каракули» в пределах листа. Рисует штрихи с закруглёнными концами в разные стороны. Это новый этап в рисовании – первый шаг в овладении «техникой рисования». Спонтанная деятельность переходит в преднамеренную (период «каракуль»). |
2г.-2г.6м. | Заканчивается период хаотичных «каракуль», ребёнок начинает проводить отдельные линии (горизонтальные, вертикальные), проводит линии по подражанию в зависимости от задания взрослого. Рука формируется и совершенствуется, ребёнок увереннее держит карандаш, кисть, пытается что-либо изобразить сам. Черкая на листе бумаги, ребёнок создает неузнаваемые по очертанию предметы, форма которых быстро изменяется, поэтому он часто и не даёт им названия. Но иногда с помощью взрослого ребёнок может назвать то, что получилось: штрихи, линии – «дождиком», «палочками»; круглые формы – «мячиками», «колёсами», «шариками». Узнавание – новый этап в развитии изобразительной деятельности. Ребёнок приобщается к элементарной творческой деятельности. Это предпосылки к предметному рисунку. |
2г.6м.- 3г. | С помощью карандаша, пластилина ребёнок изображает простые предметы и называет их. Рисует спираль с тремя завитками, чертит круг. Умеет катать валик из пластилина, резать бумагу ножницами (2 разреза) и рвать бумагу в разные стороны. |
3г. – 4г. | Ребёнок изображает простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии, копирует крест, обводит по контуру; лепит предметы из1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приёмы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краёв кончиками пальцев; в аппликации создаёт изображение путём наклеивания готовых форм. |
|
|
Приложение (9).
|
|
Этапы развития мелкой моторики рук
Показатели
Новорожденный | Ладони преимущественно закрыты. Хватательный рефлекс. |
1-2 мес. | Начинает раскрывать ладонь. Рефлекторные движения рук. |
3 мес. | Полуоткрытые ладони. Движение к подвешенной игрушке. Рассматривание рук, приближение ко рту. |
4 мес. | Руки полностью открыты, пассивная игра своими руками (ощупывание рук). Берёт игрушку (координирующая реакция рука-рот). Тянется к игрушкам и касается их. |
5 мес. | То же, что и в 4 мес., но более ярко выражено. Захват 2 предметов. |
6 мес. | Берёт игрушку всей ладонью без противопоставления большого пальца. Перекладывает игрушку из руки в руку. Координация рука-нога. |
7 мес. | Берёт в обе руки по кубику с противопоставлением большого пальца. Загребательное движение (боковая сторона ладони и серединой ладони). Захват нижней третью пальцев. |
8 мес. | Берёт в обе руки по кубику с противопоставлением большого пальца. Захватывает предметы центром ладони и нижней третью пальцев. |
9 мес. | Намеренно бросает предметы. Захват щепотью (тремя пальцами). Указательный жест. |
10 мес. | Пинцетный захват мелкого предмета. Стучит кубиками друг о друга. |
11 мес. | Пинцетный захват мелкого предмета. Стучит кубиками друг о друга. |
12 мес. | Щипцовый захват. Обследование предмета указательным пальцем. |
1 г.– 1 год 6 мес. | Переворачивает страницы книги с картинками. Рисует точки и короткие штрихи на бумаге. Умеет поворачивать вращающиеся крышки банок в разные стороны. Держа в каждой руке по кубику, может держать третий. Ест самостоятельно ложкой густую и жидкую пищу. Строит башню из 2-4 кубиков (ребро кубиков 3 см.) |
1 г.6 мес.-2 года | Рисует штрихи с закруглёнными концами в разные стороны. Держит 2 кубика в каждой руке 2 секунды. Строит башню из 4-6 кубиков. Моет руки. |
2 г.-2 года 6мес. | Закручивает и откручивает крышку от банки. Нанизыв. крупные бусы. |
2 г.6 мес.-3 года | Рисует спираль с тремя завитками. Строит башню из 8 кубиков. Умеет резать бумагу ножницами (2 разреза), рвать бумагу в разные стороны. Умеет катать валик из пластилина и чертить закрытый круг. Застёгивает пуговицы. Нанизывает мелкие бусы. |
3 – 4 года | Правильно держит карандаш пальцами. Копирует формы несколькими чертами (горизонтальными, вертикальными, по диагонали). Обводит по контурам, копирует рисование креста за взрослым. Завязывает шнурки. |
Критерии оценки
0 – 1 год | Норма: от 0 до 1 мес. опережение или отставание. Незначительное отставание: от 2 до 3 мес. Значительное отставание: от 4 до 5 мес. Грубое отставание: от 6 мес. и больше. |
1 - 3 года | Норма: опережение или нет отставания. Незначительное отставание: отставание на 1 период. Значительное отставание: отставание на 2 – 3 периода. Грубое отставание: на 4 и больше. |
Приложение (10)