Страна | 1800 | 1913 | 1990* | ||||||||||||||
А | В | С | D | A | B | C | D | A | B | C | D | ||||||
Россия (СССР) | 660 | 30 | 0,3 | 6 | 1150 | 34 | 1,1 | 12 | 7350 | 68 | 8,5 | 53 | |||||
США | 1100 | 36 | 2,1 | 14 | 5520 | 50 | 8,3 | 43 | 21350 | 76 | 17,6 | 100 | |||||
Германия | 1070 | 32 | 2,4 | 14 | 3060 | 49 | 8,4 | 35 | 16300 | 78 | 15,5 | 87 | |||||
Великобритания | 1550 | 36 | 2,0 | 16 | 4690 | 52 | 8,1 | 41 | 14600 | 76 | 14,2 | 82 | |||||
Франция | 1030 | 33 | 1,6 | 12 | 2920 | 50 | 7,0 | 29 | 15600 | 77 | 16,0 | 87 | |||||
Япония | 630 | 36 | 1,2 | 10 | 1160 | 51 | 5,4 | 22 | 16950 | 78 | 14,6 | 88 | |||||
* По Великобритании и Франции данные за 1993.
Индекс развития (D) рассчитан по формуле:
A (i,j) B(i,j) C(i,j)
D = (* *) 1/3* 100%, где A(i,j),, B(i,j),и
A(x) B(x) C(x)
C(i,j) для каждой (i) страны и каждого (j) года обозначают соответственно подушевой ВВП в паритетах покупательной способности валют (международных долларах 1990 г.), среднюю продолжительность жизни и среднее число лет обучения взрослого населения; A(x), B(x), С(x)-аналогичные показатели по США за 1990 г.
Составлено по: Мельянцев В.А. Россия...//ВМУ. Сер.13. Востоковедение. - 1995. - № 2. - С.37; Он же. Тенденции экономического роста стран Востока и Запада в долгосрочной перспективе //ВМУ. - Сер.13. Востоковедение. - 1996. - № 2. - С.16.
Создание мощной тяжелой промышленности не только обеспечило инвестиционные потребности экономики, но практически полностью удовлетворило потребности вооруженных сил в современной технике и боеприпасах, что в конечном счете обеспечило победу над гитлеровской Германией во второй мировой войне. Если в годы первой мировой войны Россия вынуждена была закупать за рубежом 1/5 часть необходимых патронов, почти 1/3 винтовок, 2/3 пулеметов и самолетов, то в годы второй мировой 9/10 потребностей Красной Армии в вооружении покрывала именно советская промышленность, а качество советской военной техники превзошло по многим параметрам западные образцы.[6] Более того, опираясь на возросший промышленный и военно-технический потенциал и воспользовавшись борьбой между империалистическими державами (в первую очередь США и Германией) за гегемонию в капиталистической мир-системе, Советский Союз сумел выйти из разряда полупериферийных (полуколониальных) стран в число сверхдержав, создав на значительной части Европы и Азии свою собственную мир-империю, намного превосходящую по размерам свой исторический прообраз - империю Наполеона I.[7]
Строительство современной промышленности и овладение новой техникой требовали повышения образовательного уровня населения. В ходе так называемой культурной революции (не путать с китайской!) в СССР была полностью ликвидирована неграмотность. Советская власть впервые дала возможность миллионам людей бесплатно получить как среднее так и высшее образование, при чем образование на родном языке. Десятки преследуемых царизмом языков нерусских народностей уверенно вошли в школы и вузы, газеты и журналы, на радио и телевидение. Страна, где в начале века лишь каждый третий взрослый житель мог расписаться, к началу 60-х гг. вышла, по данным ЮНЕСКО, на второе место в мире по уровню развития интеллектуального потенциала.[8]
Структурные сдвиги в экономике обусловили и переезд основной массы населения в города: к концу 80-х гг. уже 66% граждан СССР составляли горожане, в том числе в Российской Федерации - 74%, в Украине - 67%.[9] Если накануне первой мировой большая часть населения Российской империи жила в курных избах, в одном помещении с телятами и ягнятами, то в 50 - 80-е гг. основная масса советских граждан переехала в благоустроенные квартиры, хотя и с крайне ограниченной площадью на одного человека, но обеспеченные централизованным водоснабжением и канализацией.
Наряду с повышением культурного уровня и созданием развитой системы бесплатного здравоохранения, это позволило резко снизить заболеваемость населения, особенно инфекционными болезнями, и перейти к современному типу смертности. И, быть может, самым гуманным завоеванием Великого Октября как раз и было снижение общей смертности более чем в два раза, детской смертности более чем в 10 раз (См. Табл. 5) и рост средней продолжительности жизни в два с лишним раза (с 34 до 69 лет). На Украине, к примеру, накануне первой мировой войны в возрасте до 1 года умирал каждый пятый родившийся (19,1 % в губерниях, входивших в состав Российской империи, и 21,2% в Галичине, бывшей провинцией Австро-Венгерской империи), тогда как к концу 80-х гг. лишь 13 на 1000 родившихся.[10]
Правда, некоторые современные ученые считают, что такие процессы как снижение смертности и рост образованности населения протекают во всем мире естественно и не связаны с социальными революциями. Яркое опровержение тому представляют Индия, где уровень младенческой смертности в 1913 г. был ниже чем в России, а к 1980-м гг. более чем вчетверо превышал уровень СССР, или Бразилия, которая в 1913 г. почти в 1,5 раза опережала Россию по уровню образованности населения (числу лет обучения взрослого населения), а в 1990 г. имела 19% неграмотных среди взрослого населения.[11] Да и в такой стране развитого капитализма как США, по данным
Таблица 6.