Методы определения адаптационных возможностей человека

Воснове формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Они же являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих его высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость. Поэтому разработка методов определения и прогнозирования адаптационных возможностей человека выступает как одна из важнейших задач психологии деятельности в экстремальных условиях.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя на практике является методика диагностики нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе, разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии (анкета «Прогноз»). Другой аналогичной по назначению методикой является многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина [23,28].

Эта методика содержит одну вспомогательную шкалу (достоверность) и три первичных оценочных шкалы: нервно-психическая устойчивость и психическая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), морально-нравственная нормативность (МН); одну вторичную - адаптивные способности (АС). Оценки по этой шкале выводятся путем объединения оценок, полученных по трем первичным шкалам. Методика содержит 165 утверждений, на каждое из которых нужно ответить «да» или «нет». Каждое совпадение с «ключом» оценивается в один балл. Эти баллы суммируются, в результате получаются первичные оценки («сырые» баллы), которые с помощью специальной таблицы переводятся в стандартную десятибалльную шкалу стенов.

По результатам испытаний каждый испытуемый может быть отнесен к одной из трех групп психологической адаптации в стрессе. Группа 1 (6-10 стенов) характеризуется хорошей и нормальной адаптацией, группа (3-5 стенов) - удовлетворительной адаптацией, группа (1-2 стена) - заниженной и неудовлетворительной адаптацией. Лица, отнесенные к первой группе, считаются
пригодными для работы в экстремальных условиях. Лица второй группы обладают неярко выраженными признаками акцентуации, которые при работе в нормальных условиях обычно не проявляются. Однако при усложнении этих условий такие люди требуют постоянного контроля
и психологической поддержки со стороны практического психолога.

Лица, отнесенные к третьей группе, обладают признаками явных акцентуаций, их психическое состояние может характеризоваться как пограничное. Процесс адаптации у них протекает тяжело, возможны нервно-психический срывы, конфликты, неадекватные поступки, длительные нарушения функционального состояния. Для них характерны также длительное приспособление к измененным условиям обстановки, низкая нервно-психическая устойчивость, невозможность работать в условиях стрессов и в ситуациях высокого стрессогенного потенциала. У этих лиц наблюдается также низкий уровень поведенческой реакции, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. Деятельность в экстремальных условиях для таких людей категорически противопоказана.

Рассмотренная методика позволяет дать комплексную оценку адаптационных возможностей человека. Помимо нее существуют и другие методики, позволяющие оценить отдельные, частные стороны этих возможностей. Одной из них является упомянутая выше методика «Прогноз», которая рекомендуется для использования при подборе лиц, пригодных для работы б экстремальных условиях [23]. При работе с методикой обследуемый отвечает на вопросы анкеты с помощью утверждений «да» или «нет». При обработке результатов подсчитывается сумма правильных ответов, соответствующих «ключу». В соответствии с ними дается прогноз адаптационных возможностей человека. Оценки от одного до четырех баллов свидетельствуют о большой нервно-психической неустойчивости и высоком риске дезадаптации в стрессе. Оценка в пять баллов характеризует средний уровень этих показателей, а оценки от шести до десяти баллов - высокий уровень этих показателей. При этом, чем выше набранное количество баллов, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Низкие адаптационные возможности человека зачастую обусловлены его высокой ригидностью. Ригидность является одной из важнейшихчерт личности; она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность проявляется в тенденции к сохранению своихустановок, стереотипов, способов мышления, неспособности изменить личную точку зрения, перестроить свое поведение в соответствии с изменившимися условиями обстановки. Для оценки ригидности может использоваться специальная методика, с помощью которой обследуемые могут быть отнесены к одной из трех групп: мобильных (оценки от 0 до 13 баллов), ригидных (от 28 до 40 баллов) и одновременно проявляющих черты мобильности и ригидности - у таких людей полученные оценки лежат в диапазоне от 14 до 27 баллов [35].

Хорошие результаты дает также методика диагностики психических состояний по Г. Айзенку. Она позволяет оценить такие качества, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность [23].

Низкие адаптационные возможности человека зачастую обусловлены его высоким уровнем тревожности. Под ней понимается склонность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Последняя представляет эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Для измерения уровня тревожности может быть использована специальная методика, предложенная Д. Тэйлор и адаптированная к отечественным условиям Т. А. Немчиновым.

Оценка результатов проводится путем подсчета количества баллов и отнесения обследуемого к одной из пяти групп. Суммарная оценка от 40 до 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-39 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги; 15-24 балла - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-14 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; оценки ниже пяти баллов соответствуют низкому уровню тревоги.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. Оба варианта методики используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как практические, так и теоретические задачи и могут быть включены в батарею тестов для определения степени готовности человека к работе в экстремальных условиях [35].

Для более дифференцированной оценки уровня тревожности может использоваться опросник Ч. Д. Спилбергеpa (в модификации Ю. Л. Ханина). Особенностью этой методики и ее принципиальным отличием от других, (например, от уже рассмотренной методики Д. Тэйлора) является то, что она позволяет одновременно оценить уровень тревожности в данный момент (ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние), так и уровень личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности).

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может различаться по интенсивности и динамичности во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Измерение тревожности как свойства личности имеет особенно важное значение, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека (особенно в экстремальной ситуации). Определенный уровень тревожностиестественная и обязательная особенность активной деятельности людей. У каждого из них существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности, который квалифицируется как полезная тревожность Уровень такой тревожности строго индивидуален; уровни, как очень высокий, так и очень низкий, одинаково отрицательно влияют на поведение человека. Для приведения этих уровней к своему оптимальному (желательному) значению необходимо использовать соответствующие психологические рекомендации.

Рассматриваемая методика имеет две независимые шкалы: личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ). Оценка по каждой шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности по каждой из шкал. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая. Как очень высокая, так и очень низкая тревожность требуют определенной коррекции. Это обусловлено тем, что очень высокая тревожность (особенно личностная) тесно коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервно-психическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с более выгодной стороны [35].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: