Актуальаные проблемы методики

Тема 1.1. Методика обучения русскому языку как педагогическая наука

Цели: познакомить с основными характеристиками методики обучения русскому языку в начальной школе.

Задачи: определить понятие данной науки, её предмет, задачи, методы исследования, актуальные проблемы. 

 

План лекции

 

1. Предмет и задачи методики как педагогической науки.

2. Методы исследования данной науки.

3. Актуальные проблемы методики начального обучения русскому языку.

1.

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике – книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др.

Методика обучения русскому языку стоит в ряду педагогических наук и является частной дидактикой. Дидактика изучает общие закономерности процесса обучения, а методика исследует закономерности обучения конкретного учебного предмета.

Методика обучения русскому языку  – это педагогическая наука о том, как наиболее рационально организовать обучение русскому языку, чтобы достичь образовательных результатов в их усвоении: личностных, метапредметных, предметных.  

У любой науки есть свой предмет исследования.

Предметом методики является процесс обучения школьников русскому языку.  

 Процесс характеризуется как система, состоящая из следующих компонентов:

- цели обучения русскому языку и литературе, для реализации которых организуется этот процесс;

- содержание, на котором реализуются поставленные цели;

- деятельность учащегося по усвоению знаний, умений и навыков (учение, учебная деятельность);

- деятельность учителя по организации учебной деятельности (преподавание, педагогическая деятельность);

- результаты обучения (как реализованные цели)

 

Цели обучения – это чётко прорисованные результаты обучения, которые продумываются и прописываются изначально. Цели могут быть определены по отношению к процессу обучения в целом, а также к каждому конкретному уроку. Цели реализуются через систему конкретных задач. Цели и задачи обучения прописываются в государственных стандартах и  образовательных программах, методических рекомендациях к изучаемым курсам, в конспектах уроков.

Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русского языка и литературного чтения. Оно представлено тремя компонентами: знания, деятельность, которой должен овладеть ученик, ценностно-смысловые отношения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа – 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускают слишком большого разброса в объеме изучаемого материала, и распределении его по годам обучения.

Учебная деятельность – деятельность учащихся по усвоению учебного содержания. Учебная деятельность включает: учебную задачу, её решение и контроль и оценку за выполнением.  

Учебная задача – это цель, осознанная и сформулированная учеником в конкретных условиях урока. Например, на конкретном уроке русского языка или литературного чтения может быть поставлена одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы.

Что значит – поставить перед ребенком учебную задачу урока? Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

Педагогическая деятельность – информационная, сопровождающая самостоятельную работу учащихся.

 

Как любая наука, методика призвана решать исследовательские задачи. Эти задачи традиционно формулируются следующими вопросами:

- зачем учить? Это вопрос о целеполагании.

- чему учить? (Вопрос о содержании учебного предмета «Русский язык»). Определить содержание курса – это значит составить программу, соответствующие ей учебники и учебные пособия: сборники упражнений, словари, справочники. Сборники занимательных упражнений и т.п.

- как учить? (Это вопрос о системах обучения, методах и технологиях обучения, приемах, формах, основах конструирования уроков, дидактических пособий.)

- почему так, а не иначе? (Научное обоснование выбранного пути: технологий, методов, приемов форм, сравнительное изучение различных систем, их результативности.)

В поисках решения стоящих перед методикой задач она опирается на другие науки и использует научные методы исследования.

 

Методы исследования

Методика в решении своих задач опирается на общенаучные методы исследования, но обладает и собственными, присущими ей методами.

К теоретическим методам относятся: во-первых, анализ данных смежных наук и их методическая интерпретация (см. выше); во-вторых, историко-библиографический анализ, позволяющий изучать тенденции развития методики как науки в целом, выявить различные направления в развитии науки, выявлять вклад отдельных ученых и научных школ, описывать подходы ученых и практиков к решению конкретных методических проблем в разные временные периоды, определять нерешенные проблемы; в-третьих, методы, выработанные в базовых науках (лингвистике, стилистике и др.).

Теоретические методы способствуют осознанию самой проблемы и того, как её решать.

Методы проектирования: разработка экспериментальных материалов: нового содержания, методов, приемов и др.

Диагностические методы изучения ученика: анкетирование, беседа, опрос, изучение творческих работ учащихся, наблюдение. (Данные наблюдения фиксируются в виде протоколов, фото и видеоматериалов.)

Экспериментальные методы предполагают выдвижение гипотезы и её проверку в специально созданных для этого условиях. В методике используется следующие виды эксперимента: констатирующий, обучающий (формирующий), контрольный.  

Констатирующий эксперимент (в зависимости от темы исследования) преследует цель выявить исходный уровень знаний, умений, навыков, развития, интересов, мотивации учащихся. Констатирующий эксперимент может проводиться с помощью метода срезов, при котором одновременно диагностируется большое количество учеников. Это позволяет увидеть объективную картину реализации методических систем в школьной практике, определить пути совершенствования процесса обучения. 

Обучающий (формирующий) эксперимент проводится после констатирующего и предполагает апробацию системы обучения, которую разработал сам исследователь.

Контрольный эксперимент проводится после завершения экспериментального обучения. Он позволит сравнить сравнить данные до и после обучения, сделать объективные выводы о результативности предложенной системы обучения.

Один из специфических методов педагогического исследования – изучение и обобщение передового педагогического опыта. Известно, что личность учителя играет колоссальную роль в достижении результатов образования. Обобщение опыта предполагает вычленение их опыта тех его компонентов, которые не зависят от личности учителя при сохранении продолжительных результатов, их теоретический анализ, описание.

Актуальаные проблемы методики

Изменения, происходящие в современном образовании, поставили перед методикой ряд стратегических проблем.

1) методическая адаптация новых подходов и принципов (личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный);

2) методическая реализация новых ФГОС ООН;

3) проблема внедрения информационных и компьютерных технологий;

4) разработка и освоение новых форм диагностики и оценки образовательных результатов;

5) адаптация в школьной практике новых и обновленных программ, создание для учителей пособий, которые помогут учителю их освоить.

Литература к разделу

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка. М, 2000.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, - М, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: