О служении Иисуса
У Иисуса было пять учеников: Матай, Накай, Нецер, Бунай и Тода (b. Sanh 107b)
Иисус занимался чародейством и сбивал Израиль с пути (b. Sanh. 43a)
Об учении Иисуса
Он [судья] сказал им: «Я посмотрел в конец книги, в которой написано: “Я пришел не для того, чтобы лишить Закона Моисеева или добавить что-либо к Закону Моисееву” [ср. Мф 5:17] и написано: “Где есть сын, там дочь не наследует”». Она сказала ему: «Пусть свет ваш воссияет, как светильник» [ср. Мф 5:16]. Р. Гамалиил сказал: «Пришел осел и, лягнув светильник, опрокинул его». (b. Shabb. 116b)
О распятии Иисуса
Накануне пасхи повесили Иисуса. И за 40 дней был объявлен клич, что его должны побить камнями за то, что он занимался колдовством: кто может сказать что-либо в его защиту, пусть придет и скажет. Но не нашли ничего в его защиту, и его повесили накануне пасхи (b. Sanh. 43a)
О воскресении Иисуса
Он тогда пошел и воскресил (букв.: поднял) Иисуса колдовством (b. Git. 57a, manuscript M)
Об исцелении именем Иисуса
Случилось с р. Элиэзер бен Дома, что его ужалила змея, и пришел Яков из села Сама, чтобы вылечить его именем Иошуа бен Пандира, но р. Измаил (середина II века) ему не позволил (t. Hul. 2.22)
|
|
Подобная апологетика была необходима, потому что иудейские скептики на справедливом и понятном основании требовали доказательства из Писания, что обещанный Мессия должен был умереть позорной смертью. В своем Диалоге с Трифоном Юстин-Мученик слышит именно этот вопрос. Иудей Трифон просит христиан представить ему доказательство из Писаний:
«Научи же нас, – сказал Трифон, – из Писаний, чтобы и мы поверили тебе. Что Христос имеет пострадать и быть веден как овца, мы это знаем; но надлежало ли Ему быть распятым, и так постыдно и бесславно умереть смертью, проклятою в законе, – докажи нам, потому что мы не можем даже понять это» (Диалог с Трифоном 90.1, курсив наш; ср. 89.1: «мы желаем знать, можно ли доказать, что Он претерпит род страдания, проклятый в законе?»)[190]