Для оценки проявлений профессионально важных качеств подростков разработана 10-балльная шкала (от 1 до 10 баллов).
Для проявления дисциплинированности, трудолюбия каждый балл шкалы соответствует определенной мотивационной направленности, мотивационной структуре поведения и деятельности школьников Проявления с преобладанием мотивов оценки, успеха, самоутверждения, благополучия, т. е. с личностной мотивационной направленностью, имеют наименьшие баллы. Средние баллы имеют проявления с преобладанием интереса к процессу и результату деятельности. Наиболее высокие баллы — у проявлений с общественной направленностью, т. е. с преобладанием мотивов альтруистических (сделать добро кому-либо), долга и обязанности.
По 10-балльной шкале оцениваются и проявления самостоятельности и творческого отношения к труду, но баллы означают наличие определенных десяти параметров этих качеств, которые в совокупности отражают их сущность.
Проявления трудолюбия
Добросовестность в труде | Нacтойчивость в преодолении трудностей | Творческое отношение к труду |
1. Добросовестность и труде проявляет редко, т, к. не имеет необходимых знании и умений. | 1. Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только с подсказкой, т.к. не имеет необходимых умений и навыков. | 1. Равняется в работе на лучшие образцы. |
2. Берется за порученное дело с желанием, знаниями и умениями владеет, но желание быстро гаснет, активность надает, т. к. не хватает терпения. | 2. В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, с помощью, т. к. всегда не уверен в себе. | 2. Работает самостоятельно. |
3. Необходимыми знаниями и умениями владеет, но работает только но принуждению, избегая наказания. | 3. Пытается преодолеть трудности сам, без помощи, но только чтобы избежать осуждения, наказания. | 3. Работает инициативно. |
4. Проявляет добросовестность в работе и без принуждения, если хочет получить за свои труд поощрение. | 4. Стремится преодолеть трудности сам, без помощи, если знает, что получит за это поощрение. | 4. Актуализирует имеющиеся знания, умения и навыки в новых видах деятельности. |
5. Трудится добросовестно, стремясь сделать свою работу лучше всех. | 5. В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, от помощи отказывается стремясь самоутвердиться, доказать, что работает лучше всех. | 5. Постоянно совершенствует свои знания и умения, работает с дополнительной литературой, со справочными материалами. |
6. Проявляет бескорыстную добросовестность, если увлечен процессом или содержанием труда. | 6. Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечен процессом или содержанием труда, | 6. Рационально использует рабочее время и место. |
7. Добросовестен, стремясь сделать своим трудом кому-либо приятное, принести пользу. | 7. Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, порадовать. | 7. Вносит усовершенствования в процесс труда, рационально его организует. |
8. Если уверен, что ею работа необходима, то выполняет ее добросовестно. | 8. Если уверен, что труд его необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их. | 8. Стремится постоянно совершенствовать содержание своего труда. |
9. Любую необходимую работу выполняет добросовестно, считая, что “иначе работать нельзя” | 9. Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что “иначе работать нельзя” | 9. Стремится в своей деятельности к новому, разнообразному; но всяком деле находит интересное и необычное |
10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, чтобы работать еще лучше. | 10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что это помогает в борьбе с трудностями | 10. Никогда не останавливается на достигнутом, всегда ищет возможности дальнейшего улучшения, совершенствования, чтобы в каждый последующий раз было лучше, чем в предыдущий |
|
|
|
|