Вопрос 2. Проектный график и качество результатов командной работы

Типология проектов. Проек­ты разнятся по срокам, участникам, ресурсам, тематической направленности Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. В социальной практике встречаются мини- и мегапроекты. По уровню и масштабу выделяют следующие проекты: международные, межгосударственные, национальные, межрегиональные, региональные, местные, школьные (проект образовательного учреждения), на уровне класса, групповые, индивидуальные. По содержанию: социальный про­ект, педагогический проект, культурный проект, правовой проект и т.д.

Ученые выделяют следующие принципы организации проектной деятельности: выполняемый проект должен быть реальным, то есть посильным для самостоятельно выполнения; необходимо создать успешные условия для выполнения проектов (предложить соответствующую литературу, медиафайлы и пр.); следует курировать подготовку команды или собственный уровень подготовки при выполнении проектов (продемонстрировать многообразие тем, обратить внимание на наиболее актуальные и проблемные темы, выделить этапы работы над темой, обсудить план работы, отчетность, рефлексию); необходимо обеспечить интеграцию реализации проекта.

Сравнение разных форм деятельности позволяет назвать ключевые свойства проекта: продуманность и организованность, последовательность шагов и логичность, наличие конечного результата (определённого продукта), решение определённой проблемы и изменение ситуации через проектирование, оригинальность воплощения и уникальность действий в данных обстоятельствах (проект не может быть сделан по шаблону), ограниченность во времени, акцент на понимание и осознание своих действий (рефлексивный характер), обращение особого внимания на исследовательскую работу (анализ информации), проведение мониторинга и оценивания. В проекте предполагается исследовательская работа в её разных формах – это могут быть социологические опросы, анализ документов, эксперименты, наблюдения и т. п. Не стоит забывать, что исследование – инструмент для анализа решаемой проблемы, а не самоцель, и желательно, чтобы оно проводилось целенаправленно, системно (а не эпизодически или разово), осознанно (а не спонтанно) и с заранее определённым ожидаемым результатом (а не случайно).

Выделим следующие основные элементы проектной деятельности: целеполагание (определение цели и значимых мотивов участников проекта); исследование сложившейся ситуации и выявление проблем; формулирование ожидаемых результатов (прогнозирование); определённый вариант или способ решения проблемы; постановка задач; планирование деятельности (моделирование); выявление рисков и потенциальных трудностей; определение ресурсов; выполнение намеченного плана (результативность); оценивание (в том числе и промежуточная оценка, внесение необходимых корректив, подведение итогов, соотнесение достигнутых результатов с ожиданиями); рефлексия (анализ собственной деятельности).

Команда проекта может быть выстроена с учётом программы подготовки и реализации проекта в современных реалиях. В проекте должен быть руководитель (подбор и организация работы в команде); аналитик (методолог проекта); спикер (оратор, уполномоченный публично выступать); лидер (сильный интеллектуал и опытный практик проекта); райдер (от англ. rider, наездник, член команды проекта, отвечающих за все виды его материального обеспечения); генератор идей; переговорщик с социальными стейкхолдерами (англ. stákeholder, заинтересованная сторона, партнёры проекта); искатель ресурсов; кураторы фаз проекта; администратор проекта (член команды, отвечающий за риски проектной деятельности); фасилитатор проекта (помощник, создатель условий для движения группы к результату); психолог команды и другие активные игроки проектной деятельности.

Работа со стейкхолдерами проекта определяет его жизнестойкость и может быть организована с учётом 4 стратегий вовлечения и управления заинтересованной стороной, которые описаны в следующей матрице (рис.3).

Рис. 3. Матрица управления стейкхолдерами проекта

Партнеры - основные стейкхолдеры проекта, должны максимально привлекаться к принятию решений в проекте. Необходимо повышать заинтересованность группы в проекте и полностью удовлетворять ее потребности. Рекомендуется использовать принцип партнерства в коммуникации при ведении переговоров по проекту с этой группой. Консультанты, поддержка, временные работники - второстепенные стейкхолдеры. Их рекомендуется привлекать в качестве консультантов и согласовывать с ними только важные стратегические решения по проекту. 

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. О каком члене команды идёт речь«сильный интеллектуал и опытный практик проекта»?

ЛИДЕР

РУКОВОДИТЕЛЬ

ФАСИЛИТАТОР

ПСИХОЛОГ

АНАЛИТИК

2. О каком члене команды идёт речь подбор и организация работы в команде руководитель проекта

ЛИДЕР

РУКОВОДИТЕЛЬ

ФАСИЛИТАТОР

ПСИХОЛОГ

АНАЛИТИК

 

3. О каком члене команды идёт речь: «помощник, создатель условий для движения группы к результату».

ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ

РАЙДЕР

ФАСИЛИТАТОР

ПСИХОЛОГ

АНАЛИТИК

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: