Вопрос 3. Социально-психологический проект и его жизненный цикл

Подготовка магистра по практической психологии предусматривает изучение проектирования с целью утверждения в психологической прак­тике проектного мышления.

Выделим следующие основные элементы проектной деятельности: целеполагание (определение цели и значимых мотивов участников проекта); исследование сложившейся ситуации и выявление проблем; формулирование ожидаемых результатов (прогнозирование); определённый вариант или способ решения проблемы; постановка задач; планирование деятельности (моделирование); выявление рисков и потенциальных трудностей; определение ресурсов; выполнение намеченного плана (результативность); оценивание (в том числе и промежуточная оценка, внесение необходимых корректив, подведение итогов, соотнесение достигнутых результатов с ожиданиями); рефлексия (анализ собственной деятельности).

Для процесса инновационного проектирования как метода в социально- психологической работе характерен ряд этапов ЖЦ. 1. Изучение общественного мнения и запросов целевой группы клиентов. Основные задачи: проанализировать социальную ситуацию; составить отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы. Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной и психологической проблемы, например в молодежной среде (одиночество, фрустрация), и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий. 2. Формулирование актуальной социально-психологической проблемы. Основные задачи: сформулировать проблему (или проблемы); определить причины существования данной проблемы. Проблема – осознание невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, посредством имеющихся знаний и ранее полученного опыта. Исходя из такого определения проблемы, следует разрабатывать инновационный проект, с помощью которого возможны решение самой проблемы, устранение ее причин, а не ликвидация ее внешних проявлений. Для более глубокого понимания сути социальных проблем необходимо собрать и проанализировать материалы СМИ, встретиться с представителями общественных организаций, провести полевой опрос целевой группы, подготовить литературу и т. д. Это поможет составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в мире, стране, регионе и городе. Такой подход поможет избежать ошибки при определении социальной проблемы, которая будет в центре проекта. Необходимо всесторонне обсудить те варианты социальных проблем, которые могут стать объектом такого проекта. 3. Обсуждение проблемы на всех видах коммуникативных платформ (однако, помнить о принципе конфиденциальности). Использовать возможности обсуждения целесообразно для того, чтобы еще раз проверить правильность выводов, которые были сделаны после изучения общественного мнения. 4. Анализ проблемы. Затем необходимо проанализировать проблемы по ряду критериев: важность данной проблемы для клиентов и региона (города, поселка, села); ее масштабность; возможность практического решения проблемы силами конкретных людей. 4. Следующим смысловым моментом будет формулировка проблемы, над решением которой предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы составить четкую программу подготовки и реализации инновационного проекта. Данный этап позволит выбрать из нескольких проблем одну и четко ее сформулировать.

Тестирование

1. Что является первым на линии основных элементов проектной деятельности?

Целеполагание

Рефлексия

Прогнозирование

Результативность

Моделирование

 

 

2. Что является заключительным на линии основных элементов проектной деятельности?

Целеполагание

Рефлексия

Прогнозирование

Результативность

Моделирование

 

Выводы.

Таким образом, метод проектов – это главный метод гуманитарной практики. Это не только узкоспециализированная деятельность теоретиков, а многообразная разноуровневая работа практиков, воору­жён­ных алгоритмами действий с учётом имеющихся материальных и временных ресурсов и последствий пред­лагаемых инноваций. Данный метод формирует следующие компетенции, требующие самостоятельного развития и изучения: организация деятельности, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа, стимулирование, мотивация деятельности и поведения, убеждение, поощрение, знание методов алгоритмов, информационной поддержки, проект-анализа и пр.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: